Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Москва к зиме. Опыт и практика Юго-Восточного административного округа.

Когда в 1991 году в г. Москве была проведена реорганизация системы управления городом, многие предрекали большие беды и в первую очередь о том, что зимою все системы разрушатся, наступит холод, все остановится и затем голод. За основу своих подозрений многие брали то, что в городских системах на различных уровнях управления появилось много новых руководящих работников. Но, как заявил один из высоких руководителей прошлого Верховного Совета, "к сожалению" этого не произошло. Этого и не должно было бы произойти потому, что в городе сохранилось главное - система подготовки сложнейшего городского хозяйства к зиме, а новое структурное деление территории сразу же органически вписалось в эту систему.

Префектуры административных округов получили большие полномочия по управлению жилищно-коммунальным комплексом на своих территориях, .если взглянуть на распределение бюджетных средств города Москвы то можно увидеть, что на городском уровне на комплекс городского хозяйства выделяется 41% всех средств, а на уровне префектуры 78% бюджетных средств расходуется на комплекс жилищно-коммунального хозяйства.

Меняются и пропорции распределения этой доли средств между различными направлениями этого комплекса рис.1 это указывает, что основная работа по жилищно-коммунальному комплексу ложится на префектуры административных округов. Суть системы подготовки к зиме заключается в конкретном планировании объемов работ и установлении контрольных сроков подготовки по отраслям городского хозяйства. В конце апреля, когда город выползает из зимы, на повестке дня Московского правительства всегда рассматривается вопрос о подготовке к предстоящей зиме. Принимаемое постановление включает программу дня каждой отрасли с установлением жестких сроков подготовки энергосистем, инженерных систем, транспорта, жилого фонда и дорожно-коммунальных служб.

На уровне города образуется городская комиссия под руководством первого заместителя премьера правительства. В административных округах, в муниципальных районах и в отраслях создаются тепловые комиссии и таким образом начинается постоянная повседневная работа по подготовке каждого конкретного объекта, а в совокупности всего города к зиме.

Говоря о Юго-Восточном административном округе Москвы необходимо отметить, что это достаточно большая территория города, где проживает около миллиона человек. Особенность этой территории города состоит в том, что здесь размещено наибольшее количество промышленных предприятий. Достаточно назвать некоторые: АЗЛК, завод "Серп и молот", АО "Подшипник" (ГПЗ-1), нефтеперерабатывающий завод, шинный и другие.

Кроме этого целые районы Кузьминки, Текстильщики, Люблино застроены старыми пятиэтажными домами, которые уже так устарели, что инженерные системы этих домов разрушаются, создавая большие проблемы по их обслуживанию.

Структура управления жилищно-коммунальным комплексом округа представлена схемой: на уровне префекта имеется заместитель, ведущий вопросы жилищно-коммунального комплекса, которому подчиняется управление развития окружной инфраструктуры. Кроме этого, как самостоятельная организация имеется управление коммунального хозяйства (УКХ) округа. В муниципальных районах имеются государственные предприятия - дирекции единого заказчика, которые занимаются вопросами жилищно-коммунального хозяйства. На их балансе находится муниципальный жилищный фонд и обеспечивающие системы в домах, а также дворовые территории, дорожные покрытия и т.п.

В программу подготовки к зиме 1995-1996г. включается: подготовка и подключение 2878 жилых домов. Среди них 223 дома - это дома жилищно-строительных кооперативов и оставшиеся 390 жилых строений принадлежащих ведомствам. Необходимо подготовить 570 тепловых пунктов и 516,7 км тепловых сетей.

Кроме этого в комплекс мер по подготовке к зиме входит вынос из тридцати пяти домов подвальных газовых сетей, ремонт и дополнительная установка на 554 домовых системах расширительных баков и многие другие вопросы.

Организуется вся работа по подготовке к зиме, как сезонная, службами и организациями административного округа и предприятиями и организациями привлекаемыми к этой работе.

Основными функциями управления коммунального хозяйства округа является организация работ по ремонту и обслуживанию дорог, не переданных в муниципальные районы, а так же сбор, обобщение и анализы итоговой информации в целом по префектуре о подготовке к зиме. Управление коммунального хозяйства (УКХ) участвует в нормативном распределении финансовых средств для дирекций единого заказчика районов (ДЭЗ).

Основная работа по подготовке талого фонда энергосистем дворовых территорий и дорожных покрытий ложится на районные дирекции единого заказчика.

Тепловые комиссии - организаторы и контролеры.

В процессы подготовки к зиме вовлекается большое количество предприятий и организаций, поэтому важной является их взаимная слаженная работа и нужна четкая координация их работ. Для такой координации в префектуре Юго-Восточного административного округа сразу же после выхода Постановления правительства г. Москвы под председательством заместителя префекта формируется тепловая комиссия. В состав этой комиссии входят представители муниципальных районов, организаций тепло-энерго систем округа, руководителей дорожных служб, руководство управления коммунального хозяйства и руководитель государственной жилищной инспекции. По аналогии образуются тепловые комиссии в муниципальных районах и в УКХ. Работают комиссии с апреля по декабрь таким образом, что в период с июля по октябрь их заседания проходят еженедельно. Основная функция комиссии заключается в изучении хода выполнения мероприятий планов подготовки к зиме и устранение возникающих трудностей.

Объект считается подготовленным к зиме, после подписания актов всеми организациями осуществляющими приемку при обязательном включении этого объекта в банк данных АСУ города.

В большинстве заседаний тепловой комиссии принимает участие префект округа и супрефекты муниципальных районов. Это важно в первую очередь для реализации властных функций в вопросах организации на территории подготовки объектов жилищно-коммунального комплекса к зиме.

согласованных с Дирекцией единого заказчика предложений по финансированию содержания и ремонта жилого фонда, дорог, объектов внешнего благоустройства.

К сожалению в последние годы сложилась ситуация: жилые дома и центральные тепловые пункты находящиеся на балансе предприятий и организаций, не входящих в комплекс городского хозяйства практически оказываются брошенными. Руководители этих предприятий ссылаются на отсутствие финансовых средств и личное вмешательство руководителей административного округа и муниципальных районов помогает в решении таких сложных проблем.

Объектом контроля тепловой комиссии является и кустовое включение тепловых систем, которое ставит своей целью наладку и устойчивую работу микрорайонов в районах с одновременным теплообеспечением всех потребителей, в том числе промышленных, торговых и других предприятий.

Берутся на контроль также процессы заполнения систем отопления "мягкой" водой.

На особом контроле тепловых комиссий находятся объекты здравоохранения, детские ясли, сады и школьные помещения.

В Юго-Восточном административном округе 130 школ, 179 детских дошкольных учреждений, 6 интернатов, 18 учебно-производственных школьных комбинатов, 23 поликлиники, 17 больниц и т.д.

Важная роль отводится жилищной и административной инспекциям. Материалы этих инспекций по подготовке к зиме рассматриваются префектом каждую пятницу с участием супрефектов районов и руководителей окружных контрольных органов: ГАИ, милиции, государственного пожарного надзора, СЭС и других.

Важной является работа по благоустройству. Как правило, после прокладки и ремонта теплотрасс, ремонтные организации вопросы благоустройства относят на последующее время.

В целях обеспечения своевременного приведения в порядок всей территории округа, комиссии следят за режимами действия ордеров на раскопки и применяют санкции к руководителям за несвоевременное выполнение всего комплекса работ.

В итоге все работы организуются таким образом, чтобы первого сентября были подготовлены и испытаны системы теплового обеспечения, энергоснабжения, водоснабжения и газоснабжения. Должны быть полностью подготовлены жилые дома, детские дошкольные и школьные учреждения, поликлиники и больницы, а также подготовлены системы по уборке и содержанию дворовых территорий. Ставится задача к указанному времени укомплектовать штаты дворниками и создать им условия для работы, обеспечив инструментом и материалами. Дирекции единого заказчика должны иметь договора с подрядными организациями по очистке территорий в зимний период.

В городе Москве все работы по подготовке к зиме проходят параллельно с работами по подготовке к дню знаний 1-го сентября и Дню города Москвы, который торжественно отмечается в первую субботу сентября. Практика последних лет показывает, что системы жилых домов подготовленных к зиме обеспечивают устойчивую работу. Вместе с этим следует отметить, что остается и обостряется проблема старения ветхого жилого фонда, где требуется выполнять дорогостоящие виды ремонта. Это связано с ограниченным выделением финансовых средств на эти цели. Поэтому дома, которые необходимо ремонтировать с большим объемом работ, остаются в ожидании ремонта. Подготовка к зиме в таких домах решает задачи локального характера: тепло, вода, газ, канализация, кровля - должны к зимнему периоду быть подготовлены в любом случае.

Эх, дороги...

Вопросы подготовки дорог и дорожных покрытий к зиме и организация их содержания и уборки в зимний период занимают одно из важных направлений в деятельности префектуры Юго-Восточного административного округа и районов.

В округе 362,5 км дорог и более 11 млн. квадратных метров дорожных покрытий.

Постановлением правительства Москвы от 1 июня 1993 г. в городе введена система применения новых противогололедных материалов при зимней уборке улиц. Это в корне изменило ранее существовавшие подходы к подготовке дорожных служб к зиме. В процессы уборки включается реагенты, для их хранения оборудованы специальные емкости. В целом в префектуре ЮВАО единовременно может находится 1240 тонн жидких хлоридов. В условиях пониженных температур включено применение мраморной крошки. Для того, чтобы ее сохранить при сборе снега и повторно использовать образованы специальные сухие свалки снега. В целом для зимних свалок снега в округе отведено пять мест в различных районах.

В порядке оперативного контроля за ходом подготовки служб к переходу на новую технологию, в префектуре каждую неделю проводились оперативные совещания руководителей подразделений и дорожных служб, на которых рассматривалось выполнение и уточнялись мероприятия по дальнейшему переходу.

Опыт работы дорожных служб по новой технологии в зимний период подтвердил правильность принятого постановления. Многочисленные снегопады и гололед в зимний сезон не вызывали существенных сбоев в движении транспорта.

Применение новой технологии значительно снизило загрязнение дорожных покрытий песком, и, как следствие, отпала необходимость в дополнительных затратах на его уборку. Уменьшилась потребность выделения техники на вывоз снега и грунтовых наносов.

Наряду с этим, в подготовке к переходу на новую технологию имелись недостатки. Так, несвоевременно были разработаны технологические рекомендации снегоочистки дворовых территорий с применением средств механизации в сочетании с ручным трудом, но уже к зимнему сезону 1994-1995 гг. Академией коммунального хозяйства им. Памфилова данные рекомендации были выданы, и разработан новый противогололедный материал "Кама-М".

Зимой 1993-1994 гг. округ часто подвергался критике за некачественную уборку дворовых территорий домовладений. Муниципальным районам была поставлена задача: до октября 1994 г. в каждом округе создать или привлечь предприятия любой формы собственности к этим работам.

Потребовать провести определенную работу, отводя данным предприятиям землю, оснащая их техникой. Несмотря на трудности, к ней приступило около 35 предприятий, на площади более 1 млн. кв. м. Это такие предприятия, как ТОО "Дружба-2" в МР "Печатники", ТОО "Транс контакт" в микрорайоне "Жулебино", ТОО "Квант-плюс" в МР "Капотня", МП "Заря" в МР "Текстильщики" и другие.

В результате прошедшего сезона 1994-1995 гг. жалоб на уборку дворов и тротуаров зимой не было.

В повышении качества уборки улиц, магистралей, дворовых территорий важную роль играет умелое применение штрафных санкций. Они применяются как со стороны административно-технических инспекций, так и Дирекциями единого заказчика по заключенным договорам.

Важную роль сыграл перевод РЭУ на подряд в дирекции единого заказчика, как частных компаний. В таких условиях дирекция не заинтересована закрывать ошибки РЭУ. Наоборот, от строгого контроля, дирекция экономит средства, не оплачивая на выполненные работы, что наблюдалось раньше. Монополизм РЭУ разрушен.

Требовательный подход к выполнению договорных обязательств и выплаченные штрафные санкции заставили руководителей автодормехбаз и других предприятий быстро отреагировать. Хорошая уборка дорог выгоднее. Так как все равно выполнять придется, а заплаченный штраф и удержанные деньги за некачественную работу не вернутся. Да и нет гарантии, что при таком отношении не лишишься договора подряда.

Одним из примеров является то, что муниципальный район "Выхино" отказался от услуг автодормехбазы по уборке улиц, магистралей, вывозу ТБО, которой за 1994 г. было предъявлено штрафов на сумму 108 млн. рублей. С 1 января 1995 г. "Выхино" привлекло АОЗТ "Спецтрансуслуги", ранее зарекомендовавшее себя с положительной стороны на механизированной уборке дворовых территорий домовладений.

Подготовка и ремонт машин и механизмов, подготовка материальной базы для их ремонта, мест хранения реагентов, обустройство "сухих" снегосвалок проходит по заранее намеченным планам и находится под постоянным контролем со стороны префектуры.

Примеры контроля подготовки по состоянию на 1 августа приведены в таблицах № 1, 2, 3.

Уделяют большое внимание подготовки дорожных служб с помощью различных систем кредитов, в последнее время проведено значительное обновление парка дорожных машин для уборки тротуаров и дворовых территорий.

Уборка улиц, подъездов и дворов осуществляется на основании договоров и титульных списков, разработанных на каждый муниципальный округ, составляются маршрутно-технологические карты на каждую уборочную машину. Учитывая специфику работы, в автодормехбазах организована круглосуточная работа по уборке улиц, магистралей, а на предприятиях по механизированной уборке дворовых территорий на зимний период разрабатываются двухсменные скользящие графики. За счет высвобожденных водителей и механизаторов ''сезонной" техники, при окончании работ по капитальному ремонту асфальтовых покрытий укомплектовать водительскими кадрами достигает необходимого уровня - 100%.

Ежегодно в сентябре префектурой осуществляются комиссионные проверки предприятий, занятых на уборке территории, по вопросам:

  • готовности уборочной техники к зимнему сезону;
  • подготовки производственных помещений, мест хранения и завоза противогололедных материалов;
  • укомплектованности водителями и механизаторами.

Информация для тепловой комиссии Юго-Восточного административного округа

Таблица 1

Подготовка снегоуборочной техники

№№ п/п Наименование показателей Единицы измерения План на 1995 г. План на 15 августа 1995 г. Факт на 15 августа, 1995 г. %
1. Снегоочистительное оборудование ед. 81 65 65 100
2. Снегопогрузчики ед. 25 20 20 100
3. Пескоразбрасыватели ед. 44 37 37 100
4. Роторные снегоочистители ед. 2 1 1 100
5. Автогрейдеры ед. 11 9 9 100
6. Бульдозеры ед. 17 13 13 100
7. Экскаваторы ед. 10 8 8 100
8. Универсально-уборочные КО-705, КО-707 ед. 51 39 39 100
9. Универсально-уборочные УСБ-25, КО-712 ед. 5 5 5 100
10. Льдофрезерное оборудование ед. 2 1 1 100
11. Самосвалы ед. 68 57 57 100
  ИТОГО: ед. 316 255 255 100

Таблица 2

Завоз противогололедных материалов на 1995-1996 гг.

№№ п/п   План Факт Факт   %
1. Техническая соль 20,5 12300 12322 100,1
2. Щебень 1500 1200 1416 118

Таблица 3

Специальная подготовка техника и завоз противогололедных реагентов на 1 августа 1995 г. по ЮВАО

№№ п/п  Наименование Единицы измерения  План подго-товкии завоза всего на 1995-96 гг. Факт на 1 авгу- ста 1995 г.  % выполне-ния 
1. Подготовка техники:
всего ед 316 228  72
в том числе:
по уборке улиц ед 273 206 75
по уборке дворов   ед   43   22 51
2. Завоз реагентов:
техническая соль тонны 10000  7054 70,5
Кама-М"  тонны   5000 535(+остаток 87т) Итого: 622   12
3. щебень тонны 1500 (имеется остаток 1416 т)-  
жидкие хлориды тонны   600

Итоги проверки в последующем обсуждаются на коллегии префектуры.

На какие деньги?

Проблемы финансирования - самые главные проблемы. К 1995 году в городе Москве сложилась ситуация, когда предложения по выполнению работ превысили потребности. Поэтому при финансировании предзимних работ, последние должны выполняться качественно и в срок.

На жилищно-коммунальный комплекс в 1995 году в Юго-Восточном административном округе запланировано 672 миллиарда руб.

Однако, выделяемые денежные средства, не обеспечивают необходимой ежегодной динамики роста объемов ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Так, из-за недостатка средств, объемы капитального планово-предупредительного ремонта в 1994 г. сокращены в 4,2 раза по сравнению с 1993 г. В 1995 г. установлено задание в объеме 48,0 тыс. кв. м, а это составляет лишь 1/10 часть от нормативной потребности в ремонте.

Кроме этого, в 1994 г. на баланс дирекцией принят от организаций жилой ведомственный фонд, объемом в 400 домов, в большинстве случаев это дома требующие немедленных затрат на их поддержание.

Не и полной мере, обеспечиваются финансовыми средствами работы по капитальному и текущему ремонту дорог, благоустройству территории, что не позволяет выполнять работы в нормативных объемах.

Все это вызывает сильную напряженность в организации содержания талого фонда, поддержании территории округа в надлежащем состоянии.

К середине года задолженность жилищно-коммунального хозяйства округа подрядным организациям составляет 103,0 млрд. руб.

Причины различны: это и несвоевременное поступление средств из бюджета, и несвоевременная индексация стоимости работ в связи с продолжением роста стоимости материалов и услуг.

Вместе с этим, в округе продолжается работа по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к предстоящей зиме, а также повседневная необходимая работа по эксплуатации объектов жизнеобеспечения.

Муниципальные районы привлекают много инициативно собранных финансовых средств. Префектура направляет на повышение кредиторской задолженности часть средств получаемых от проведения аукционов и конкурсов на право аренды земли и нежилых помещений. Поддерживается линия на привлечение к подрядным работам организаций имеющих запасы производственных мощностей, а значит и большие в сравнении с другими объема оборотных средств. Это позволяет таким фирмам короткий период работать " в долг".

Те муниципальные районы, на территории которых имеются коммерческие банки, привлекают на предзимние работы их средства. Следует отметить, что часть банков представляет беспроцентные ссуды на 1-2 месяца.

На уровне города принято принципиальное решение о погашении процентов платы за кредиты, что также способствует привлечению кредитных средств. Несмотря на сложное положение в области финансирования основные работы выполняются своевременно. Понимая, что на территории округа нет достаточных мощностей по уборке и содержанию территории префектура изыскивает средства для строительства Люблинской автодормехбазы.

В 1995 году на это строительство выделяется четыре миллиарда рублей.

Таким образом, общими усилиями г. Москва в целом готовится к зиме. Столичное положение города привлекает внимание всех россиян и все, что бывает плохое видится во много раз сильнее чем где-бы то ни было. Эта проблема тоже существует и так же как другие требует мобилизации сил на наведение в городе идеального порядка. Новые структуры территориальных органов власти и управления уже состоялись, набрались опыта в вопросах подготовки к зиме и есть полная уверенность, что город Москва к зиме 1995-1996 годов будет подготовлен.

Файлы: