Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как управляется Москва Лужковым, чтобы жить в ней было лучше.
Государственное и муниципальное управление на рубеже веков. 

Последние публикации и выступления Е. Т. Гайдара в отношении экономики Москвы обратили меня к мысли рассказать не о «манне небесной», якобы свалившейся на Москву, а о том, каким образом решаются «земные дела» на низовом уровне, те самые дела, которые в совокупности образуют реальные блага и приводят к ощутимым результатам в Москве тем самым, которые не приемлет Гайдар.

В Москве, как и в любом крупном городе, существует множество нерешенных острейших проблем, поэтому утверждать, что все в Москве идеально хорошо, было бы неверно. Москвичи знают об этом. Только в одном нашем округе 36 домов признаны непригодными для проживания, и сотни семей живут в квартирах, где требуется проведение капитального ремонта. Тем не менее, город быстро меняется в лучшую сторону, он стал одним из красивейших городов России и мира, москвичи в трудное для России время живут лучше, чем в других городах. Это очевидные факты. Чем объясняется такое положение? Политики типа Гайдара пытаются убедить, что это происходит как бы само собой, в силу географического и столичного положения Москвы. Многих такие аргументы, к сожалению, убеждают.

Сегодня в российских регионах тяжелейшее экономическое положение и любой самый маленький чиновник с полной уверенностью вам скажет: "У нас все забирает Москва", причем не уточняя, кто их сделал бедными: федеральный центр или мэрия Москвы, но подразумевая, что именно мэрия Москвы от общего пирога забирает самый большой кусок. В одном крупном городе меня ответственно убеждали, что средства от городских рекламных фирм за рекламу на улицах их родного города идут в Москву. Это абсурд, но он дает ответы на многие вопросы и одновременно формирует готовность идти в поход на «раскулачивание» Москвы.

«Яблоком раздора», которое служит основной «пищей» для оппонентов, являются налоги. Официальная налоговая статистика по Москве свидетельствует, что поступления нефтяных, транснациональных и других суперкрупных российских компаний составляют всего 0,01-1,3% от бюджета Москвы. Исключением является «Газпром», который дал в 1997 г. немногим более 10%, перечислив основные платежи в федеральный бюджет. Основу всех налоговых поступлений Москвы составляют 573,2 тыс. различных мелких, средних и крупных предприятий и организаций. А коммерческие банки, которые зарегистрированы в Москве (составляющие только 14% от общего числа по стране), принесли в бюджет города лишь 5% всех финансовых поступлений.

Парадокс заключается в том, что в регионах уверены, что все российские деньги в Москве, а москвичи, - что крупные организации, как им положено по закону, уплачивают в полном объеме налоги в регионах по месту регистрации их подразделений и филиалов. Тем временем некоторые «идеологи» неустанно ищут врага в Москве и получается как в анекдоте: «...Мой прадедушка боролся с богатыми, а мой - чтобы не было бедных». Им Москва на российских развалинах экономики показалась очень богатой. А тем временем Москва «вкалывает», и все, что делается в Москве, реализуется через стратегически продуманную экономическую политику, с мощной мобилизацией на повседневную оперативную работу всего потенциала города.

«Мэр в кепке» -так часто называют Ю. М. Лужкова - именно в кепке он часто появляется на стройках, которые посещает и утром, и вечером. Мне хотелось бы отметить систематические объезды мэром важных строительных объектов по субботам, где я, как префект, принимаю непосредственное участие.

«Не царское это дело», - неоднократно приходилось мне слышать оценку таких объездов некоторыми региональными руководителями. Судите сами. После субботнего футбола Ю. М. Лужков по ранее утвержденному графику посещает строящийся объект. Так как в Юго-Восточном административном округе сосредоточены две самые крупные строительные площадки - «Марьинский парк» и «Жулебино», - я часто являюсь свидетелем того, как в труднейших финансовых условиях сотни руководителей крупных строительных и других организаций, готовые из-за трудностей остановить строительство (имущество заложено под кредиты, отсутствуют оборотные средства, крупные долги, судебные разбирательства), прибывают на штабы объектов с надеждой на помощь. Мэр определяет дальнейшее направление строительства, и действительно кому-то оказывает поддержку, кого-то побуждает к большей активности, кого-то - к ответственности, а от услуг некоторых рекомендует отказаться. Всем понятно, что только первое лицо города может принять решение о переброске или перераспределении средств, только первое лицо может дать полновесные гарантии, только первое лицо города может принять решение, если это нужно, о структурной перегруппировке сил. И таким образом, в современных тяжелейших условиях строительный конвейер Москвы, уверенно движется и рождаются: Поклонная Гора, Храм Христа Спасителя, линии метро, жилые массивы, МКАД, Манежная площадь. Гостиный двор и тысячи других городских объектов, которые сделали наш город прекрасным. По аналогии решаются и другие социально важные задачи. После этого можно ответить на вопрос: «Царское ли это дело быть мэру прорабом на каждом строительном участке?». Уверен, что нет. Это требует много сил и времени, но в сегодняшних условиях в Москве ничего бы не строилось, а были только оправдания, что нет средств.

Реальность, к сожалению, такова, что по-другому идти к результатам невозможно и чтобы тут ни говорили, это тяжелейшая, но очень нужная работа.

Ощутимые результаты изменений, происходящих в Москве, в большей степени зависят от повседневной упорной работы в районных управах и префектурах. Наряду с решением концептуальных задач управления развитием территорий сотни сотрудников этих низовых структур включены в практическую реали­зацию необходимых «земных» программ по:

  • благоустройству дворов и наведению порядка в подъездах,
  • весенней разметке дорог,
  • ремонту фасадов зданий,
  • посадкам цветов,
  • переводу торговли из палаток в павильоны,
  • строительству моек для легковых автомобилей и АЭС,
  • подрезке деревьев,
  • приведению в порядок строительных заборов,
  • подсветке зданий и сотням других.

Конечно, глубоко заблуждаются те, кто считает, что программы реализуются сами по себе только потому, что Москва - столица. За этим стоит ежедневная активная работа. Привычными стали объезды территорий руководителями с диктофонами и последующие разбирательства по случаям, когда руководители прибыльно работающих коммерческих магазинов пытаются объяснить, что у них отсутствуют средства, чтобы вымыть витрины, привести в порядок фасад, благоустроить территорию и т. д.

Схема работы очень проста: в районных управах имеются административные комиссии, а в случае, когда методы, применяемые Главой районной Управы, не позволяют найти «управу» на имеющие нарушения организацию, ее руководитель приглашается на аналогичную комиссию в префектуру.

Несмотря на напряженный режим работы, в нашем миллионном округе эту комиссию возглавляет префект. Решения принимаются простые и понятные. Как правило, это жесткие сроки для наведения порядка. Бывают и редкие, к счастью, исключения: направление инспектирующих комиссий для выяснения причин и решения вопроса по освобождению от занимаемой должности руководителей, независимо от того государственное это предприятие, или акционерное общество. Иногда принимаются административные меры по блокированию деятельности организаций-нарушителей, если это угрожает безопасности. Знаю, найдутся люди, которые сразу же обвинят меня в жестком авторитаризме, который не согласуется с экономическими методами управления. Но сегодня это наиболее оптимальный стиль управления, ибо только экономические санкции по отношению ко многим «детям реформ» - предприятиям-банкротам - неэффективны.

Эта работа, проводимая на низовом территориальном уровне, дает позитивные результаты, которые никак не связаны с тем, что в России есть еще «бедные» регионы или города.

Что касается сбора налогов, нужно отметить, для Москвы это большая и непростая проблема. К сожалению, на уровне управления административным округом мы часто вынуждены принимать и жесткие меры к тем, кто неуплату налогов объясняет различными трудностями. Например, в ЮВАО образована и под председательством префекта постоянно работает специальная комиссия по сбору налогов в бюджет города. В составе комиссии:

  • работники окружной налоговой полиции,
  • прокуратуры и других правоохранительных органов,
  • налоговых межрайонных инспекций,
  • финансового управления и др.

Руководители предприятий, имеющих большую задолженность по налоговым платежам, или вовсе не уплачивающих их, по предложению налоговой полиции, приглашаются на комиссию. Как правило, это происходит в том случае, когда все меры «мирного» характера использованы, а результатов нет. Практика такова, что на заседаниях комиссии по большинству нарушителей положительно решаются вопросы уплаты городу налогов, в том числе применяется рассрочка. Но бывают исключения, когда нельзя обойтись без жестких мер воздействия. Так, например, по результатам работы одной из последних комиссий, в отношении трех руководителей налоговой полицией были возбуждены уголовные дела. Меры строгие, но, к сожалению, необходимые. Это помогает: за период работы комиссии только в одном нашем округе собрано 336 млрд руб., которые без работы такой комиссии были бы явно потеряны для бюджета города.

По данным налоговой инспекции, 55% налогов в Москве поступают от сотен тысяч малых и средних предприятий. Это не случайно, потому что мэр и правительство города прилагали и прилагают большие усилия для поддержки и развития малого предпринимательства, которое в сложных переходных условиях стало основой экономики города и ключом к разрешению многих социальных проблем. В составе московского правительства образован специальный департамент, введена должность министра правительства, в округах образованы территориальные агентства. Ежегодно реализуются целевые программы, созданы бизнес-инкубаторы, среди которых есть самостоятельные коммерческие центры, а также центры в Департаменте занятости, выстроена система и сформирована школа ремесел и т. д. И в результате 320 тыс. малых предприятий Москвы заработали, люди, пришедшие на эти предприятия, не были выброшены на улицу, безработица является ничтожно малой для города, а са­мое главное - город начал насыщаться товарами и услугами, необходимыми для москвичей, и получать так необходимые горо­ду налоги. Сейчас трудно даже предположить, что в бюджет го­рода не поступили бы 55% налогов. Секрет успеха заключается в том, что московское правительство своевременно в начале реформ разглядело важность малого предпринимательства и открыло ему «зеленую» улицу.

Не дает покоя некоторым оппонентам и то обстоятельство, что Москва из разрушенной и замусоренной превращается в красивейший город. Распространяется мнение, что Москва, якобы, потратила огромное количество бюджетных средств для приведения города в порядок, особенно к 850-летию. В этой связи мне хочется в качестве примера привести беседу с директором фабрики, расположенной в нашем округе. Уважаемая директор репликой заметила о больших тратах города на подготовку к празднику. И когда я пошутил, что ее фабрике денег было выделено больше, чем кому-либо, нужно было видеть взрыв ее возмущений: «Как Вы можете? Ведь мне не дали ни копейки. Два года я брала кредиты, чтобы привести в порядок территорию, фасад здания и т. д.». И тут же на вопрос, почему же она считает, что ее соседям - коммерческому магазину и Инкомбанку - выделены на эти цели городские средства, сама нашла ответ и быстро согласилась с тем, что Москву в порядок приводили расположенные в столице предприятия и организации за счет собственных средств. Местные органы власти лишь побудили всех к такой работе - разработали требования и в течение двух лет каждый день организовывали работу по их реализации.

На центральные мероприятия, разумеется, были затрачены городские средства, которые были возмещены, но это не те средства, за счет которых город стал красивым, это ничтожно малая их доля.

Чтобы жилось в Москве лучше, правительство привлекает разнообразные инвестиции. Один из постоянно реализуемых методов - привлечение инвестиции через создание условий. Стоит задача приглашать различные фирмы вкладывать свои средства в развитие города, которые обязательно «прорастут». Для этого выделяются целевые площадки, и по конкурсам представляется право на строительство любой заинтересованной организации. Наибольшим спросом пользуются места под объекты двойного назначения: коммерческого и социального, например моечные посты, АЗС, объекты торговли и др. В Москве создана и функционирует система строительства целевых нежилых помещений. Особенно активно она работает в районах новостроек. Эти помещения продаются или передаются инвесторам в аренду, а заработанные средства направляются на новое строительство, привлекая все больше и больше средств, образуя волновой конвейер инвестиций. Таким образом, через систематическую работу по созданию условий, в 1997 г. только иностранных инвестиций Москва привлекла более 10 млрд дол. США.

Кроме того, в Москве создана инвестиционно-заемная система, которая базируется на выпуске и размещении московских облигаций, вложении вырученных средств в эффективные (в том числе социальные) проекты, последующая реализация которых позволяет осуществить возврат вложенных средств.

Система, вроде бы, обычная, но эффективность московской инвестиционно-заемной системы заключается в привлекательности московских облигаций для инвесторов, которая обеспечивает гарантии. Среди них и авторитет мэра, и залоговый имущественный фонд, и система страхования залога.

В 1997 г. за счет заемных средств в Москву было привлечено дополнительно 5 трлн руб. инвестиций, а в 1998 г. планируется привлечь 14,5 трлн руб. (в ценах 1997 г.), что составляет 29% к бюджету Москвы. Эта существенная прибавка зависит только от инициатив и экономической политики правительства Москвы, и оживляет экономику города. Эти очередные акты игнорируются оппонентами московского правительства.

Через всякие неточности и подстановки рисуется образ Москвы как «обирателя» бедных регионов, даже о приватизации, которая в Москве была проведена по-другому, умалчивается. А она дала Москве в 1997 г. 7,7 трлн руб. (Россия в целом с 93% всей собственности получила лишь 17 трлн руб.).

И когда читаешь сочинения Е. Т. Гайдара, задаешься вопросом: кому это нужно?

На память приходит философская формула, а точнее «Закон «чужого успеха», в котором говорится, что «некоторые... люди склонны считать всякую чужую удачу, хотя бы отчасти, незаслуженной. Это связано с тем, что чувство негативной ответственности - вины (вины за свои недостижения перед собой) - обременительно для человеческой психики, и она посредством разных подстановок и преобразований стремится освободиться от него».

Хотелось бы надеяться, что мотивом высказываний Егора Тимуровича является только одно лишь следование этой формуле.

Файлы: