Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Малое предпринимательство в Юго-Восточном административном округе столицы: проблемы и перспективы.
Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в условиях структурной перестройки экономики.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

Тезисы докладов

Научно-практической конференция промышленников и предпринимателей Юго-Восточного административного округа Москвы

“ Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в условиях структурной перестройки экономики”

  9 апреля 1997 г.  

В. Б. Зотов,

член Правительства Москвы,

префект Юго-Восточного административного округа  

Малое предпринимательство в Юго-Восточном административном округе столицы: проблемы и перспективы

Преимущества малого предпринимательства широко известны, поэтому отметим лишь те, которые имеют особое значение для развития территорий. Это, прежде всего, создание предпосылок для включения рыночных механизмов регулирования экономики, увеличение объемов и разнообразия продукции, повышение ее качества и снижение издержек производства.

Развитие предпринимательства позволяет решить такие актуальные задачи, как создание новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения, содействие экономическому и социальному развитию административной территории, производство товаров массового спроса для населения, развитие новых видов деятельности, возрождение подсобных производств и ремесел.

В силу своей специфики малое предпринимательство имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность с учетом потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

Несмотря на общее признание роли малого предпринимательства, его развитие происходит неравномерно и связано с рядом проблем, которые приводят к снижению темпов и качества роста. Об этом свидетельствует замедление роста количества малых предприятий в 1993 и 1994 гг. и даже абсолютное сокращение их числа в первом квартале 1995 г. В конце 1995 г. в России было свыше 900 тыс. малых предприятий, т. е. ровно столько, сколько ежегодно создается в США. При этом треть всех малых предприятий была сконцентрирована в Центральном регионе, а доля Москвы превысила пятую часть от общего числа зарегистрированных в России малых предприятий. Такая динамика отражает, с одной стороны, наличие ряда неблагоприятных факторов, с другой - разные условия для развития предпринимательства в регионах. Известно, что в стране продолжается спад производства и инвестиционной активности, растет число безработных. Кроме того, малый бизнес сталкивается с такими проблемами, как: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства; жесткий налоговый прессинг и чрезвычайная усложненность систем налогообложения; недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др.

В различных регионах эти факторы воздействуют на развитие предпринимательства неодинаково, что, в известной мере, отражает разнообразие подходов и оценок его роли.

В Юго-Восточном административном округе Москвы предпринимательство рассматривается как важнейший элемент экономической базы для решения социальных проблем. Поэтому в округе уделяется большое внимание росту предпринимательства. Если в 1992 г. на территории ЮВАО было зарегистрировано около 3 тыс. предприятий малого бизнеса, то в 1996 их количество увеличилось в четыре раза и здесь было занято 77,4 тыс. чел.

Структура предпринимательского бизнеса по отраслям отражает основные тенденции в развитии экономической базы округа: 36,1% всех малых предприятий и 28% от численности занятых приходится на торговлю и коммерцию; в промышленности, строительстве и науке удельный вес малого предпринимательства по числу предприятий составил 27,3%, по численности занятых - 55,5%. Это дало возможность предоставить новые рабочие места тем, кто потерял работу из-за сокращения объемов производства на крупных предприятиях.

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями округа в 1996 г., составил 3,3 трлн. руб. или 35% от общего объема промышленной продукции (9,5 трлн. руб.).

Формирование политики администрации ЮВАО в области развития предпринимательства осуществляется на базе общей стратегии города (московское правительство приняло городскую программу развития малого предпринимательства на 1996-97 гг., которая реализуется на территориальном уровне через программы округов) с учетом особенностей административного округа, характеризующих его сильные и слабые стороны.

При этом мы учитываем, что ЮВАО - это промышленный регион, в котором производственные площади составляют 30% общей территории. Здесь сформировалось девять производственных зон, концентрирующих не только предприятия промышленности, но и организации науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты инфраструктуры и жилые застройки.

Кроме того, это крупная строительная площадка города, где в 1995-1996 гг. было введено 40% новой жилой площади Москвы. В то же время, ЮВАО - один их экологически неблагоприятных округов, т. к. на его территории находятся объекты общегородского назначения, являющиеся главной причиной загрязнения воздушного бассейна и почв.

Эти особенности ЮВАО заложены в основу политики реструктуризации экономики и формирования малого предпринимательства в округе.

Администрация Юго-Восточного административного округа выделила следующие основные направления деятельности по развитию предпринимательства: развитие элементов рыночной инфраструктуры (формирование сети информационных, юридических, консультационных, финансово-кредитных, аудиторских фирм, лизинговых компаний, бизнес-”инкубаторов”, производственно-технологических центров, учебных центров и других организаций, оказывающих различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства); создание благоприятной информационной среды (формирование банка данных, содержащего сведения об имеющихся резервах для развития предпринимательства); организация фирм-”инкубаторов” (основная их функция - предоставление образуемым малым предприятиям юридического адреса, временного помещения для офиса, оргтехнической инфраструктуры и т. д.); разработка системы финансовой поддержки малого бизнеса (основные элементы - льготное налогообложение, предоставление банковских кредитов под гарантии окружной администрации, долгосрочные инвестиции, городской заказ).

Эти направления позволяют решить проблемы, являющиеся “болевыми точками” малого предпринимательства: налогообложения, обратной стороной которого является повальное стремление со стороны предпринимателей скрывать свои истинные доходы; получения помещений (20% зарегистрированных предприятий не функционируют только потому, что негде работать); кредитования и обучения предпринимателей. (Механизм кредитования малого бизнеса запутан и чрезмерно усложнен, и хотя в Москве процедура предоставления льготного кредита четко отработана, она до сих пор не получила широкого применения).

В ЮВАО создано Территориальное агентство развития предпринимательства, оказывающее содействие реализации государственной политики в области малого предпринимательства и занимающееся организацией обучения предпринимательской деятельности на территории округа.

Говоря о создании благоприятных условий для развития предпринимательства, мы, прежде всего, имеем в виду создание благоприятного инвестиционного климата на территории округа. В 1996 г. общий объем негосударственных инвестиций в развитие территории округа составил более 1 трлн. руб.

Базой для создания условий для развития малого предпринимательства является Концептуальная программа градостроительства и экономического развития административного округа. В ней предусмотрено использование отдельных территорий под строительство конкретных объектов: АЗС, магазинов, поликлиник и т. д. Второе направление - нежилые помещения для малого предпринимательства. Три года назад мною издано распоряжение об использовании свободных площадей промышленных предприятий (главным образом, первых этажей) для развития инфраструктуры торговли, бизнеса, социального обслуживания населения. Третье направление - финансовая поддержка малого предпринимательства: получение кредитов под гарантии префектуры, предоставление рассрочек по платежам, предоставление льгот по оплате аренды, плате за землю, воду, тепло, энергоресурсы и т. д.

Одна из актуальных задач в области управления городом - реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Концепция реформирования ЖКХ, утвержденная правительством России, состоит из шести разделов. Я бы объединил их в три блока.

Первый - реформирование системы управления этим сложным хозяйством. На низовом территориальном уровне необходимо устанавливать новые экономические отношения между партнерами-поставщиками, потребителями, заказчиками, подрядчиками и т. д. Необходимо провести демонополизацию отраслевых структур, создать конкуренцию и проводить конкурсы, устанавливать контроль за эффективностью и рентабельностью, снижать тарифы, развернуть работу по установке в домах технических средств контроля расходов воды, тепла, двойного учета расхода электроэнергии и т.д. В этом направлении Москва работает с 1991 г. В настоящее время в Юго-Восточном округе 96% муниципального жилого фонда обслуживается частными компаниями, которые получают это право по конкурсу.

Вторая составляющая реформы - оплата жилья и коммунальных услуг. Только после того, как мы все просчитаем, можно говорить о том, что и как менять в коммунальном хозяйстве. Предполагается, что жители, в конечном счете, должны оплачивать полностью все расходы на содержание жилья и коммунальные услуги. Это нереально ни в нашем округе, ни в столице в целом. К примеру, в настоящее время жители нашего округа оплачивают всего 18% от всех расходов. И даже эту часть оплачивает только 35% населения. Позиция мэра Москвы Ю. М. Лужкова по этому вопросу обозначена четко: никаких реформ, связанных в перекладыванием бремени оплаты на жителей, в Москве не будет.

И, наконец, третья составляющая. Она направлена на социальную защиту населения. Это: увеличение жилищных субсидий семьям, которые не в состоянии оплачивать жилье, расширение и реализация системы льгот, рассрочки по платежам, введение ссуд для погашения долгов; льготные кредиты и т. д.

В ЮВАО необходимо увеличить число малых предприятий, которые занимались бы улучшением условий проживания наших жителей, экономией энергоресурсов и тепла. Есть проекты, предусматривающие значительную экономию энергозатрат, теплозатрат и затрат по ресурсам в любой квартире - до 40% - за счет небольших технических переоснащений и проведения ряда организационных мероприятий. Необходимо создать предприятия по установке счетчиков воды, тепла, двойного учета электроэнергии.

К числу приоритетных направлений развития малого предпринимательства относятся уборка территорий, переработка и утилизация отходов, озеленение и содержание газонов, дорожного оборудования.

В округе уже несколько лет существует практика привлечения подрядных организаций для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства на конкурсной основе. Это обеспечивает равноправное участие малых предприятий в получении государственных заказов, стимулирует снижение затрат и повышение качества услуг. Результат: в 1996 г. в конкурсе приняло участие 826 организаций, из них 438 выиграли право на производство работ.

Особая зона для развития малого предпринимательства - социальная защита. Мэром Москвы Ю. М. Лужковым подписано распоряжение - распространить опыт Центрального округа по созданию мини-пансионатов частного характера, в которых бы постоянно проживали и обслуживались 7-10 пенсионеров. Нам нужны малые предприятия по оказанию помощи лежачим больным; по обеспечению надомной работой инвалидов; секции, центры, клубы как платные, так и бесплатные, по работе с детьми.

Развитие сезонной торговли (прохладительными напитками, мороженым, квасом, овощями и т. д.) также требует привлечения малого предпринимательства.

Сейчас ставится задача - развить и поднять на качественно новый уровень предпринимательство в сфере бытового обслуживания (химчистки, прачечные, парикмахерские).

В округе имеет место острая потребность в строительстве и развитии гаражных комплексов. Из зарегистрированных 150 тыс. единиц индивидуального автотранспорта, только 40% обеспечено местами организованного хранения. Принятая в округе поадресная Программа строительства многоэтажных гаражей - стоянок предусматривает ввод до 2000 г. 50 тыс. машино-мест. Необходимо строить небольшие 2-х, 3-этажные стоянки или подземные хранилища. Решение проблем владельцев автотранспорта в округе рассматривается комплексно, с созданием соответствующей инфраструктуры, поэтому неотъемлемой частью программы гаражного строительства является строительство новых и реконструкция действующих АЗС и строительство моечных постов. Отведены земельные участки для строительства в 1997 г. 23 стационарных АЗС (из расчета 30 рабочих мест каждая) и 48 моечных постов.

В новых районах массовой жилой застройки возникает проблема телефонизации. В связи с этим в округе необходимо вводить новые телефонные станции, что также требует малого предпринимательства

Характерные особенности административного округа, составляющие его сильные и слабые стороны, принимаются во внимание при разработке структурных аспектов малого предпринимательства. В округе имеется возможность создания на базе промышленных узлов, использующих сейчас менее чем наполовину своих возможностей, предпринимательских зон, предоставляющих режим наибольшего благоприятствования частному капиталу. Малые предприятия, вошедшие в их состав, должны быть сгруппированы так, чтобы своим взаимодействием усиливать потенциал друг друга, округа и города в целом. Используя инфраструктуру и возможности промышленных узлов, они смогут усилить свою ресурсную базу (сейчас доля малого бизнеса в стоимости всех основных производственных фондов страны не превышает 3%), переориентироваться на наукоемкие виды деятельности и сформировать новую структуру, в которой будет увеличена доля научных и производственных отраслей, необходимых для развития округа.

Взаимная поддержка предприятий и организаций, входящих в предпринимательскую зону, должна обеспечить быстрое распространение нововведений, сокращение затрат, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Реструктуризация экономики ЮВАО на базе предпринимательских зон позволит решить еще одну важную проблему - создать экологически чистую среду обитания для людей.

Файлы: