Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О проблеме подготовки кадров в свете реализации нового федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» 

В. Б. Зотов,

префект ЮВАО, д-р экон. наук, проф.

Становление и развитие местного самоуправления в России, связанное с постановкой принципиально новых задач перед органами местного самоуправления, изменением характера и содержания их функций, необходимостью разделения полномочий органов представительной и исполнительной власти, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих, требуют усиления кадрового обеспечения новой системы управления.

Современное состояние кадрового потенциала муниципального управления далеко не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. С обновлением органов государственной власти в органы местного самоуправления в ряде случаев были привлечены люди без соблюдения необходимых требований к муниципальным служащим и процедур по их подбору, а также без учета их профессиональной подготовки.

Обследования, выполненные в различных регионах России, свидетельствуют о том, что значительная часть работников, занятых в сфере муниципального управления, либо не имеет должной профессиональной подготовки, либо не обладает сколько-нибудь значительным опытом работы в органах муниципального управления. Причины такого положения дел - это, прежде всего, и недолгая история муниципального управления в Российской Федерации, и еще не в полной мере сложившаяся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных и муниципальных служащих, направленная на подготовку специалистов по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной и муниципальной службы, приобретение соответствующих знаний, навыков и умений, в стране была создана в 90-е годы.

Подготовка муниципальных служащих осуществляется на основе баланса потребностей в специалистах и учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками должностей и предусматривает целевое обучение на базе определенных учебных учреждений.

В принятом Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» особое место уделяется подготовке и переподготовке муниципальных служащих. Слабым звеном в вопросе подготовки муниципальных служащих является координация деятельности органов исполнительной власти в области подготовки муниципальных кадров и использование возможностей участия в этой работе союзов и ассоциаций городов и регионов.

Существующие учебные программы подготовки и переподготовки муниципальных служащих, составленные в соответствии с Государственным стандартом ВПО, на данном этапе современного развития муниципальных образований требуют постоянного совершенствования и поиска новых подходов.

В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих действуют три самостоятельных субъекта:

  • будущий специалист или муниципальный служащий, проходящий обучение;
  • учебное заведение, реализующее программу обучения;
  • и муниципальный орган, заинтересованный в получении квалифицированного, компетентного специалиста.

Органы местного самоуправления, направляющие работников на обучение, в большинстве случаев отстранены от процесса управления обучением, хотя являются непосредственными «заказчиками» на образовательные услуги. Необходимо эффективное взаимодействие всех сторон, как на стадии разработки программы обучения и ее реализации, так и последующего использования специалиста с учетом полученных знаний.

Таким образом, совершенствование кадрового обеспечения муниципальной службы во многом зависит от масштабов, содержания и эффективности образовательной деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих, которая в настоящее время находится на начальном этапе и заметно отстает от преобразований в структуре власти, в организации и функционировании муниципальной службы и во многом отчуждена от практики.

Для совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление» (061000) определены специальные государственные вузы, которые осуществляют региональную координацию учебной деятельности, основанную на системе управления специальностью по образовательным округам.

Муниципальные образования различных регионов РФ создают свои центры подготовки и переподготовки муниципальных служащих, которые замыкаются в рамках отдельных регионов. Необходима координация данных центров с ведущими вузами, научными школами и обмен опытом муниципальных образований. Для решения этой задачи в рамках учебно-методического объединения по специальности «Менеджмент» выделена секция «Государственное и муниципальное управление».

Известно, что профессиональная квалификация муниципальных служащих определяется двумя главными факторами - теоретическими знаниями и опытом практической работы. При отсутствии практического опыта необходимые навыки приобретаются ценой серьезных дорогостоящих ошибок, но и практика без образования может привести к такому же результату.

Почти во всех странах мира условием приема на муниципальную службу является наличие у претендента определенных профессиональных данных. В большинстве случаев условием доступа к определенной деятельности служит наличие признанного диплома или университетской степени.

С целью повышения уровня подготовки муниципальных служащих по инициативе 65 регионов России 4 июля 1999 го­да была создана Муниципальная Академия.

Муниципальная Академия является первой общероссийской общественной организацией, объединяющей потенциал ученых и практиков в области местного самоуправления и муниципального управления, комплексно занимающейся проблемами города, городского управления и рассматривающей поставленные задачи, опираясь на науку, практику и мировой опыт.

Первыми членами Академии, ее учредителями стали мэры городов, главы районов и городов районного значения, руководители ассоциированных муниципальных структур, депутаты Государственной Думы, руководители представительных органов муниципальных образований, академики РАН, члены отраслевых академий, ректоры и преподаватели вузов, и многие другие известные ученые и практики. Такой представительный состав определяет и степень ответственности за скорейшую реализацию поставленных задач.

В настоящее время в составе Муниципальной Академии 69 региональных отделений, 266 действительных членов, 73 члена-корреспондента. Всего около 1200 членов, из них 51 — мэры городов и главы администраций. Членами Академии являются ученые, занимающиеся теорией государственного строительства на уровне Конституции РФ, практики, решающие эти проблемы на федеральном уровне, в Государственной Думе РФ и на уровне муниципальных образований (мэры городов, руководители районов), преподаватели высшей школы.

Реализация основных целей Академии базируется на объединении знаний для разработки предложений по устойчивому и цивилизованному развитию системы местного самоуправления в Российской Федерации на всех уровнях и направлена на создание эффективно работающих моделей сотрудничества государственных и гражданских институтов.

Муниципальная Академия является не только генератором многих идей по повышению эффективности муниципального управления, но и осуществляет их проработку, распространение и внедрение.

Важным в работе Муниципальной Академии является содействие развитию науки муниципального управления и пропаганда научных знаний. Поэтому Академия осуществляет поддержку научно-методических разработок по проблемам муниципального управления, финансовой базы местного самоуправления, муниципальной экономики, градостроительного развития, устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих систем и развития социального обеспечения в муниципальных образованиях.

В число приоритетов Муниципальной Академии входит: проведение всероссийских, межрегиональных, региональных, общегородских научно-практических конференций, семинаров, выставок по актуальным проблемам муниципального управления, а также подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации муниципальных служащих.

Академия решает и задачи повышения престижа профессии государственного и муниципального служащего.

Ежегодно под эгидой Муниципальной Академии проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий» по номинациям, охватывающим комплекс вопросов муниципального управления и местного самоуправления, перечень которых утверждается ежегодно Президиумом Академии.

Для участия в конкурсе выдвигаются специалисты, имеющие научные и практические результаты деятельности, вносящие вклад в развитие муниципального управления и местного самоуправления, направленных, на развитие муниципальных образований России.

Право выдвижения участников конкурса предоставляется региональным отделениям Муниципальной Академии и администрациям муниципальных образований.

Участниками конкурса являются муниципальные служащие, имеющие существенные практические достижения в области муниципального управления и развития местного самоуправления, научные работники, представители профессорско-преподавательского состава вузов, эксперты в области муниципального управления и местного самоуправления.

В ходе работы Муниципальной Академии укрепляются контакты между представителями региональной научной общественности и муниципальных органов власти в части обмена мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. Тот факт, что более 70% российских регионов вошли в состав Академии, свидетельствует о высокой заинтересованности в создании подобной организации, как в центре, так и по всей России, что особенно актуально в начале XXI века, ибо XXI век требует освобождения сознания от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Сегодня Муниципальная Академия успешно взаимодействует с секцией Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента (УМО) по специальности «Государственное и муниципальное управление»

В октябре 2002 года было проведено совместное заседание секции УМО и Муниципальной Академии.

На этом координационном совещании с целью повышения качества подготовки специалистов было принято решение о написании базовых учебников по дисциплинам, включенным в Государственный образовательный стандарт по специальности «Государственное и муниципальное управление» Была сформирована рабочая группа по созданию учебника по дисциплине «Система муниципального управления».

Прошел год и, подводя итоги, я, как редактор учебника «Система муниципального управления», могу сказать, что рукопись подготовлена к сдаче в редакцию в содержании учебника отражены все дидактические единицы Государственного образовательного стандарта второго поколения по дисциплине «Система муниципального управления» Учебник разработан с учетом проекта нового Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Содержание учебника направлено на перспективу и раскрывает основные направления деятельности органов местного самоуправления, такие как управление, градообразующей сферой, муниципальное управление социальной сферой, управление муниципальной экономикой и финансами, управление социально-экономическим развитием.

Учебник ориентирован в основном на муниципальное образование городского типа Вместе с тем, особенности муниципального управления в сельской местности выделены в особую главу Также в отдельную главу выделены особенности муниципального управления в городах федерального зна­чения Примечательно, что авторами учебника являются представители вузов, расположенных в городах Москва, Новокузнецк, Саранск, Тюмень, Омск, Челябинск, Братск и Владивосток. Наряду с профессорско-преподавательским составом, в написании учебника приняли участие сотрудники научно-исследовательских организаций и практики. Такой необычный творческий коллектив позволил использовать передовой опыт регионов, что нашло отражение в учебнике.

Таким образом, дальнейшее совершенствование подготовки кадров муниципального управления требует:

  • усиления взаимодействия вузов с органами власти муниципальных образований путем объединения совместных усилий в подготовке и переподготовке муниципальных кадров;
  • более широкого использования возможностей Муниципальной Академии как организации, объединяющей профессионалов, путем организации семинаров, круглых столов;
  • использования потенциала вузов по составлению региональных программ;
  • активизации работы с уполномоченными вузами по созданию электронных учебных и методических материалов УМО с открытым доступом для всех зарегистрированных членов УМО;
  • продолжения работы по разработке базовых учебников и учебно-методических пособий с привлечением авторов из разных регионов.

Файлы: