Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

К вопросу об обращении с некоторыми отходами производства и потребления (на примере ЮВАО г. Москвы) 
Проблемы управления качеством городской среды. Сборник докладов IX Научно-практической конференции. 

В. Б. Зотов

префект ЮВАО

в ранге Министра Правительства Москвы,

Первый вице-президент

Российской Муниципальной Академии,

д-р экон. наук, профессор

Состояние окружающей среды в городе - это интегральный показатель уровня цивилизованности общества, эффективности управления, хозяйственной деятельности.

Одной из существенных экологических проблем является обращение с отходами производства и потребления.

Как отмечалось на заседаниях Правительства Москвы, ситуация в области образования и обращения с отходами производства и потребления ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляет реальную угрозу здоровью москвичей.

Ежегодно в столице образуется более 19 млн т отходов, в том числе твердых бытовых и крупногабаритных отходов - 3,9 млн т, отходов производства - 3,2 млн т.

Несмотря на создание системы охраны окружающей среды, реализацию экологических программ, в целом инфраструктура переработки отходов производства и потребления находится только на начальной стадии развития.

Многие из миллионов тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов могли бы быть возвращены в производственный цикл или для повторного использования другими потребителями. Поэтому Правительством Москвы создаются необходимые организационно-правовые условия для решения этих вопросов. Так, утвержден Порядок ведения Сводного кадастра отходов города Москвы, утверждена Концепция, принят в первом чтении законопроект «Об отходах производства и потребления в городе Москве». Они ориентированы на раздельный сбор и сортировку отходов жилого и нежилого сектора с извлечением вторичных ресурсов и потенциально опасных компонентов, создание стимулов для вовлечения частных инвестиций в сферу управления отходами. Предлагается стратегия-лозунг комплексного управления отходами: нельзя сжигать то, что можно переработать, и нельзя захоранивать то, что можно сжечь.

Мне хотелось бы остановиться на Юго-Восточном административном округе Москвы (ЮВАО), в пределах которого в концентрированном виде представлен целый комплекс экологических проблем города.

ЮВАО - это десятая часть Москвы, где проживает более миллиона жителей. Территория округа -12 тыс. га. ЮВАО - один из самых индустриальных округов столицы. Здесь сосредоточено девять производственных зон (из 33), в которых размещается около 40% экологически неблагополучных, так называемых «грязных», промышленных производств Москвы.

Антропогенными источниками загрязнения приземной атмосферы в округе являются более 400 предприятий химической, машиностроительной, строительной промышленности, предприятий автотранспорта и механизации, многие из которых используют вещества 1 и 2 классов опасности, применяют канцерогенные вещества. Предприятия округа выбрасывают в атмосферный воздух столицы 27% загрязняющих веществ.

Интенсивная застройка города, увеличение загрязнения поверхностного стока приводят к загрязнению грунтовых вод. Более 80% территории округа загрязнено такими тяжелыми металлами, как медь, хром, серебро, никель, свинец, цинк, кадмий. Имеются очаги радиоактивного загрязнения.

Площадь озелененной территории округа составляет около 17% всей территории округа и включает 4 парка, скверы, газоны, цветники. Обеспеченность жителей ЮВАО зелеными насаждениями общего пользования значительно меньше нормативного уровня. Идет интенсивная деградация зеленых насаждений под влиянием общей антропогенной нагрузки на природную среду.

Ежегодно в ЮВАО образуется более 145 тыс. т отходов производства (как инертных, так и токсичных) и 245 тыс. т твердых бытовых отходов.

Особую опасность представляет радиоактивное загрязнение от предприятий, расположенных в округе и использующих в технологии производств источники ионизирующего излучения.

Сброс недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий, загрязненного ливнестока приводит к загрязнению открытых водоемов, которых на территории округа насчитывается около 50 общей площадью свыше 1 км 2 .

Около 30% населения округа в настоящее время проживает в зоне интенсивного шумового и вибрационного воздействий. Основными источниками шума в округе являются транспорт и промышленные предприятия.

Из основных проблем, требующих решения, прежде всего следует выделить недопустимый объем направляемых на захоронение твердых бытовых отходов.

К сожалению, в округе отсутствуют крупные сортировочные линии, позволяющие эффективно отделять сырье для повторной переработки, тем самым уменьшая количество вывозимого на полигоны мусора. Строительство мусоросортировочного цеха в промзоне «Курьяново» будет завершено не ранее конца 2005 г . Отчасти вопросы сбора вторичного сырья решают расположенные в районах локальные сборные пункты (их 44). Однако не один из этих пунктов не является комплексным и не имеет технических возможностей сортировки отходов.

Поэтому сегодня нами прорабатываются вопросы организации необходимых комплексных пунктов сбора вторсырья и подсортировки твердых бытовых отходов. Группой предприятий, входящих в Фонд «Ресурсосбережение», в ЮВАО установлены девять комплексных приемных пунктов, планируется ввести еще 16. Заготовка через один приемный пункт состав­ ляет более 50 т вторичного сырья в месяц. Заготавливается макулатура, лом алюминиевых консервных банок, стеклобой.

Ежегодно в Москве образуется 126 тыс. т стеклобоя. У нас в округе расположен единственный в городе специализированный участок по сбору стеклобоя. Ежедневно вагон стекло­боя уходит из ЮВАО. Это примерно 24 тыс. т стеклобоя в год.

Среди пользующихся услугами приемных пунктов - домохозяйки, школьники, пенсионеры, работники ДЕЗов, уборщики территорий. Кроме всего прочего, это еще и способ заработать (за 1 кг сдаваемого сырья выплачивается денежное вознаграждение в размере примерно 1 руб.).

В текущем году Фонд «Ресурсосбережение» планирует собрать вторичного сырья в целом и отгрузить потребителю (в том числе за рубеж) более 165 тыс. т, в том числе от населения - более 60 тыс. т. Несомненно, подобные деловые инициативы необходимо поощрять.

Другая проблема - это экономически неэффективная организация вывоза твердых бытовых отходов. Как я уже отметил, в течение года в жилищном секторе округа образуется более 245 тыс: т твердых бытовых отходов. Их вывоз осуществляются силами 12 мусоровывозящих организаций. Большая часть везется на полигоны в Московскую область и только 10% - на мусоросжигательные заводы. При этом лишь на 30% используются мощности расположенной в округе мусороперегрузочной станции МПС «Остаповский». Технология мусороперегрузки дает возможность дирекциям экономить до 40% средств, затрачиваемых на транспортировку ТБО. С МПС «Остаповский» заключены договоры на полный объем лишь у дирекций районов Лефортово и Нижегородский. Однако хотелось бы отметить, что работа МПС «Остаповский» еще не до конца отлажена: периодически возникают простои транспорта, станция работает не всегда в круглосуточном режиме. Но все эти вопросы можно решить организационным путем, путем составления грамотных графиков приемки.

Проблема низкого уровня извлечения из отходов вторичных ресурсов во многом связана с трудностями сортировки смешанных с пищевой остальных фракций. Эту проблему в отсутствие сортировочных линий мы пытаемся решить на основе проведения эксперимента в районе Нижегородский.

В квартирах организован сбор всех пищевых отходов в отдельную закрывающуюся упаковку, в перспективе - в биоразлагаемый пакет с антисептиком. При этом все остальные отходы и упакованные пищевые отходы сбрасываются, как обычно, в мусоропровод. Таким образом, с жильцов снимается нагрузка, связанная со сбором различных видов отходов в домашних условиях и Bbmocosi их в отдельные контейнеры. Но появляется необходимость сбора пищевых отходов в специальный пакет, что является достаточно простой процедурой, а, кроме того, исключает неприятные запахи в кухне, что тоже не менее важно. В этом случае в контейнере, стоящем в мусороприемной камере, оказываются упаковка с пищевыми отходами и другие сухие отходы.

Отходы, подвергшиеся такой сортировке, являются выгодным ресурсом для получения прибыли как для дирекций, так и для любых коммерческих предприятий. В районе Нижего-городский сортированные твердые бытовые отходы бесплатно вывозятся частным малым предприятием, сокращая расходы дирекции на вывоз данного мусора. В перспективе, отбор обычных вторичных ресурсов может осуществляться локально, при этом процедура отбора отходов из сухой смеси проводится в специальном блоке, устанавливаемом возле дома, или на opганизованном внутридворовом пункте сортировки отходов.

В районе Текстильщики также проводится эксперимент по раздельному сбору ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Как показывает опыт, это позволяет сократить объемы вывозимых на полигоны отходов на 30%. Однако имеется серьезное препятствие широкому участию населения в раздельном сборе компонентов отходов, связанное с формированием соответствующего «экономного» менталитета, в связи с чем принципиально важной является разъяснительная и просветительская работа. Особое внимание при проведении данной работы уделяется широкой пропаганде в средствах массовой информации, а также работе со студентами и школьниками. Большая роль отводится товариществам собственников жилья, кондоминиумам.

За текущий год в обоих районах (Текстильщики, Нижегородский) установлено 10 специализированных контейнеров, один мобильный пункт приема вторичного сырья (планируется всего 14), 4 стационарных пункта приема вторичного сырья (всего планируется 26). В текущем году собрано 98,39 т вторичного сырья в жилом секторе и более 1 тыс. т - в нежилом секторе. В перспективе мы планируем развивать эту систему в других районах округа.

Трудноразрешимой является проблема отсутствия системы управления опасными, медицинскими и биологическими отходами. Необходимо разработать порядок сбора, хранения, транспортирования медицинских и биологических отходов, предотвращающий смешивание этих отходов с потоками других отходов, создать специализированную систему сбора и мощностей по их переработке. Хотелось бы отметить, что еще в 1997 г . в округе, впервые в городе на базе ВНИИЭТО была запущена линия по переработке медицинских отходов. Данная линия получила все необходимые сертификаты, лицензии и разрешения, однако в силу причин, связанных с негативным общественным мнением, была закрыта.

Проблема, требующая решения, - отсутствие экономической ответственности за нарушения в сборе и переработке отходов, включая опасные.

Предусмотренные федеральным законодательством штрафные санкции за нарушение Экологических требований при обращении с отходами (максимальный размер - 10 тыс. руб.) не стимулируют образователен отходов к выполнению правил по раздельному сбору и использованию вторичных ресурсов. Московским законопроектом «Об обращении с отходами производства и потребления» предусматривается повышение административной ответственности за нарушение правил сбора, хранения, размещения, транспортирования, переработки и уничтожения отходов (до 100 ООО руб.). Мы считаем такой подход более эффективным с точки зрения экономических регуляторов.

В условиях мегаполиса серьезной проблемой является сбор и переработка автотранспортных средств, подлежащих утилизации. Интенсивное развитие автомобильного транспор­та выдвинуло эту проблему в число актуальных. Ежегодно автомобили дают городу около 90 тыс. т металлолома, 32 тыс. т резиносодержащих отходов, 45,5 тыс. т мусора. Ежегодно в столице не предъявляется в установленные сроки к государственному техническому осмотру и выбывает из эксплуатации до 130 тыс. ед. автотранспортных средств.

В ЮВАО в Некрасовке впервые в Российской Федерации промышленной компанией «Втормет» построен и начал эксплуатацию завод по переработке автомобильных кузовов и крупногабаритного бытового металлолома мощностью 450 тыс. т в год. В результате измельчения, дробления и сепарации образуется продукт - металлический шрот, очищенный от неметаллических примесей (ржавчины, окалины, краски, цветных металлов и т. д.) с оптимальой насыпной плотностью. Это делает его наиболее привлекательным для использования металлургическими предприятиями. К сожалению, в настоящее время мощности завода используются только на четверть.

В заключение мне хотелось бы отметить, что проблема отходов состоит не только в том, чтобы просто собрать, сжечь или переработать, проблема гораздо более сложная, причем нигде в мире она не решена полностью. Для эффективного ее решения необходимо создать мотивацию участников процесса и подходить к решению проблемы комплексно. О важности обеспечения защиты окружающей среды свидетельствует и то, что из девяти принципов Давосского соглашения три непосредственно относятся к вопросам охраны окружающей среды. В частности: «...7. Деловые круги должны способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду; 8. Предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды; 9. Содействовать развитию и распротранению экологически чистых технологий».

Учитывая эколого-социальную значимость и актуальность проблемы охраны окружающей среды, нам следует перестроить всю систему работы в этом направлении. В связи с этим ежегодные конференции по проблемам управления качеством городской среды имеют важное и научно-практическое значение.

Файлы: