Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Малое предпринимательство в административном округе крупного города.

1. Преимущества малого предпринимательства широко известны, поэтому отметим лишь те, которые имеют особое значение для развития территорий. Это прежде всего создание предпосылок для включения рыночных механизмов регулирования экономики, увеличение объемов и разнообразия продукции, повышение ее качества и снижение издержек производства.

Развитие предпринимательства позволяет решить такие актуальные задачи как:

создание новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;
содействие экономическому и социальному развитию административной территории;
производство товаров массового спроса для населения;
развитие новых видов деятельности;
возрождение подсобных производств и ремесел.
В силу своей специфики малое предпринимательство имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность с учетом потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

2. Несмотря на общее признание роли малого предпринимательства, его развитие происходит неравномерно и связано с рядом проблем, которые приводят к снижению темпов и качества роста. Об этом свидетельствует замедление роста количества малых предприятий в 1993 и 1994гг. и даже абсолютное сокращение их числа в первом квартале 1995 года. На конец 1995г. в России было свыше 900 тыс. малых предприятий, т.е. ровно столько, сколько ежегодно создается в США. При этом треть всех малых предприятий была сконцентрирована в Центральном регионе, а доля Москвы превысила пятую часть от общего числа зарегистрированных в России малых предприятий. Такая динамика отражает, с одной стороны, наличие ряда неблагоприятных факторов, с другой - разные условия для развития предпринимательства в регионах. Известно, что в стране продолжается спад производства и инвестиционной активности, растет число безработных. Кроме того, малый бизнес сталкивается с такими проблемами, как: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства; жесткий налоговый прессинг и чрезвычайная усложненность систем налогообложения; недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др.

В различных регионах эти факторы воздействуют на развитие предпринимательства неодинаково, что, в известной мере, отражает разнообразие подходов и оценок его роли.

3. В Юго-Восточном административном округе Москвы предпринимательство рассматривается как важнейший элемент экономической базы для решения социальных проблем. Поэтому в округе уделяется большое внимание росту предпринимательства. Если в 1992г. на территории ЮВАО было зарегистрировано около трех тысяч предприятий малого бизнеса, то в 1996 их количество увеличилось четырехкратно и здесь было занято 77,4 тыс.чел.

Структура предпринимательского бизнеса по отраслям отражает основные тенденции в развитии экономической базы округа: 36,1% всех малых предприятий и 28% от численности занятых приходится на торговлю и коммерцию; в промышленности, строительстве и науке удельный вес малого предпринимательства по числу предприятий составил 27,3 %, по численности занятых 55,5 %. Это дало возможность предоставить новые рабочие места тем, кто потерял работу из-за сокращения объемов производства на крупных предприятиях.

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями округа в 1996 году, составил 3,3 трлн.рублей или 35% от общего объема промышленной продукции (9,5 трлн.руб.).

4. Формирование политики администрации ЮВАО в области развития предпринимательства осуществляется на базе общей стратегии города (московское Правительство приняло городскую программу развития малого предпринимательства на 1996-97 гг, которая реализуется на территориальном уровне через программы округов) с учетом особенностей административного округа, характеризующих его сильные и слабые стороны.

При этом мы учитываем, что ЮВАО - это промышленный регион, в котором производственные площади составляют 30% общей территории. Здесь сформировалось девять производственных зон, концентрирующих не только предприятия промышленности, но и организации науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты инфраструктуры и жилые застройки.

Кроме того, это крупная строительная площадка города, где в 1995-1996гг. было введено 40% новой жилой площади г.Москвы. В то же время, ЮВАО - один их экологически неблагоприятных округов, так как на его территории находятся объекты общегородского назначения, являющиеся главной причиной загрязнения воздушного бассейна и почв.

5. Эти особенности ЮВАО заложены в основу политики реструктуризации экономики и формирования малого предпринимательства в округе.

Администрация Юго-Восточного административного округа выделила следующие основные направления деятельности по развитию предпринимательства:

развитие элементов рыночной инфраструктуры (формирование сети информационных, юридических, консультационных, финансово-кредитных, аудиторских фирм, лизинговых компаний, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров, учебных центров и др. организаций, оказывающих различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства);
создание благоприятной информационной среды (формирование банка данных, содержащего сведения об имеющихся резервах для развития предпринимательства);
организация “фирм-инкубаторов” (основная их функция - предоставление образуемым малым предприятиям юридического адреса, временного помещения для офиса, оргтехнической инфраструктуры и т.д.);
разработка системы финансовой поддержки малого бизнеса (основные элементы - льготное налогообложение, предоставление банковских кредитов под гарантии окружной администрации, долгосрочные инвестиции, городской заказ).
Эти направления позволяют решить проблемы, являющиеся “болевыми” точками малого предпринимательства:

налогообложения, обратной стороной которого является повальное стремление со стороны предпринимателей скрывать свои истинные доходы;
получения помещений (20% зарегистрированных предприятий не функционируют только потому, что негде работать);
кредитования и обучения предпринимателей. (Механизм кредитования малого бизнеса запутан и чрезмерно усложнен, и хотя в г.Москве процедура предоставления льготного кредита четко отработана, она до сих пор не получила широкого применения).
В ЮВАО создано Территориальное агентство развития предпринимательства, оказывающее содействие реализации государственной политики в области малого предпринимательства и занимающееся организацией обучения предпринимательской деятельности на территории округа. Важным направлением является также привлечение подрядных организаций для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства округа на конкурсной основе. Это обеспечивает равноправное участие малых предприятий в получении государственных заказов, стимулирует снижение затрат и повышение качества услуг. Результат - в 1996 году в конкурсе приняло участие 826 организаций, из них 438 выиграли право на производство работ.

6. Характерные особенности административного округа, составляющие его сильные и слабые стороны, принимаются во внимание при разработке структурных аспектов малого предпринимательства. В округе имеется возможность создания на базе промышленных узлов (использующих сейчас менее чем наполовину своих возможностей) предпринимательских зон, предоставляющих режим наибольшего благоприятствования частному капиталу. Малые предприятия, вошедшие в их состав, должны быть сгруппированы так, чтобы своим взаимодействием усиливать потенциал друг друга, округа и города в целом. Используя инфраструктуру и возможности промышленных узлов, они смогут усилить свою ресурсную базу (сейчас доля малого бизнеса в стоимости всех основных производственных фондов страны не превышает 3%), переориентироваться на наукоемкие виды деятельности и сформировать новую структуру, в которой будет увеличена доля научных и производственных отраслей, необходимых для развития округа.

Взаимная поддержка предприятий и организаций, входящих в предпринимательскую зону, должна обеспечить быстрое распространение нововведений, сокращение затрат, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Реструктуризация экономики ЮВАО на базе предпринимательских зон позволит решить еще одну важную проблему - создать экологически чистую среду обитания для людей.

Файлы: