Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Об итогах деятельности Муниципальной академии за 2000-2001 гг. и задачах ее дальнейшего развития.

В.Б.ЗОТОВ,

Член Правительства Москвы, префект ЮВАО,

Первый вице-президент общероссийской общественной организации "Муниципальная академия", доктор экономических наук, профессор

Выступление на IV конференции Общероссийской общественной организации «Муниципальная академия» 17 октября 2001 г., г. Москва, Новый Арбат, д. 36А

Академия существует третий год. Мы прошли организационный период формирования Академии, отличительной особенностью которой является то, что здесь мы представляем интересы не властей разного уровня, а тех, кто занимается проблемами местного самоуправления. Нам удалось объединить ученых и практиков местного самоуправления, выступающих на равных в свободных дискуссиях.

И ничего бы этого не произошло, если бы нами своевременно не была выработана стратегическая концепция деятельности, которая совместно с Уставом исключила всевозможные формы политизации нашей общественной организации, что позволило максимально реализовать принципы корпоративности снизу доверху: как на местном уровне, так и на региональном, и на федеральном уровнях.

Что дает эта возможность?

  1. Объединение усилий при разработке единых подходов на всех трех уровнях к решению проблем местного самоуправления.
  2. Создание устойчивых научных и организационных связей между членами Академии.

В настоящее время Общероссийская Муниципальная академия - это 68 регионов России, где имеются региональные отделения, в составе 228 действительных членов, 42 членов-корреспондентов. Всего в составе Муниципальной академии около 1200 членов. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году.

Членами Академии являются ученые, занимающиеся теорией государственного строительства на уровне Конституции РФ (у нас есть представители кафедры конституционного права МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперты Конституционного Суда РФ), практики, решающие эти проблемы на федеральном уровне (Рокецкий Ю. Л. и возглавляемая им рабочая группа по местному самоуправлению), в Государственной Думе РФ и на уровне муниципальных образований (мэры городов, руководители районов), преподаватели высшей и средней школы.

Таким образом, Академия сформировалась. Следующая наша задача - добиться того, чтобы Академию не только стали слушать и слышать, принимать ее рекомендации, но и чтобы каждый, кто выбрал в качестве направления своей деятельности муниципальное управление, мог найти свое место в Академии, мог опереться на создаваемый нами вместе потенциал.

Основные направления деятельности Муниципальной академии определены в Уставе и Концепции развития, принятой на одной из первых конференций. Эта концепция вам хорошо известна.

Прежде всего, это участие в разработке предложений по совершенствованию федеральных, региональных и местных законов. А необходимость такого совершенствования законодательства Российской Федерации в области местного самоуправления очевидна. Она обусловлена еще и тем, что это законодательство рассчитано на некий усредненный го­род и не учитывает специфику городов (например, городов-спутников, районирование больших городов, специфику таких городов-мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, в отношении которых в Конституции РФ закреплен особый статус, и других).

Работа в этом направлении уже проводится довольно широко, в том числе и в рамках Муниципальной академии. Так, при участии ведущих экспертов по правовым аспектам местного самоуправления, Муниципальной академией обоснован и предложен перечень некоторых изменений, необходимых для внесения в действующее российское законодательство и, прежде всего, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Самое главное - мы видим некоторый практический результат своей деятельности. Многие члены Академии активно работают в Государственной Думе РФ, Правительстве РФ, в различных рабочих группах по совершенствованию законодательства.

Одной из функций Российской Муниципальной академии является подготовка высокопрофессиональных экспертных заключений. Потенциал членов Академии, ученых и практиков сосредоточен на решении задач местного уровня конкретных муниципальных образований. В этом - суть политики Академии, имеющей региональную и межрегиональную структуру управления. Сегодня у нас сформирован институт экспертов и консультантов из высококвалифицированных специалистов. На этой базе формируется система эффективного взаимодействия муниципальных образований и экспертов, которые принимают участие в подготовке заключений по программам и проектам муниципальных структур. Муниципальная академия является не только генератором многих идей по повышению эффективности муниципального управления, но и осуществляет их проработку, распространение и внедрение на местах.

Укрепляются контакты между представителями региональной научной общественности и муниципальных органов власти в части обмена мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. В частности, Читинским областным отделением совместно с Администрацией Читинской области и представителями Совета Федерации проведен научный семинар "Местное самоуправление, проблемы и перспективы". В региональном отделении планируется создание экспертных комиссий, в том числе по вопросам социального обеспечения граждан на подведомственной территории и по муниципальному праву.

Есть опыт участия региональных отделений в решении актуальных проблем управления административно-территориальными образованиями. Так, по предложению Администрации Астраханской области Астраханское региональное отделение Муниципальной академии осуществляет разработку проблем по управлению системами жилищно-коммунального хозяйства. Однако надо прямо сказать, что в этом направлении мы работаем недостаточно и поэтому востребованы слабо. Надо активнее включаться в работу по написанию отзывов на научные статьи и диссертационные исследования соискателей ученых степеней кандидатов и докторов наук, а также на работы, представляемые на соискание различных премий и др. Хотелось бы услышать ваши предложения по этому направлению работы.

Важной функцией Муниципальной академии является проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по комплексу проблем муниципального управления. Нашей заслугой является то, что Академия является инициатором и организатором проведения ряда научно-практических конференций по проблемам муниципального управления. Одна их них - ежегодная международная специализированная выставка-конференция «Управление: методы, средства, технологии». В настоящее время в Центральном Доме художника на Крымском валу проходит выставка-конференция «Управление-2001». Выставка начала свою работу вчера и будет действовать по 19 октября включительно. Немалая роль в ее организации и проведении принадлежит Муниципальной академии.

Стало хорошей традицией проведение Муниципальной академией в рамках этой выставки-конференции «круглых столов» по разным аспектам развития местного самоуправления. В этом году мы организуем научно-практическую конференцию «Муниципальное управление и современные информационные технологии», которая состоится завтра, 18 октября, в большом конференц-зале Центрального Дома художника. Приглашаю участников сегодняшнего собрания принять участие в работе конференции и сделать сообщения. Материалы будут изданы Муниципальной академией в виде отдельного сборника. Пригласительные билеты можно получить на регистрации.

Опыт проведения конференций по актуальным проблемам муниципального управления есть и в региональных отделениях. Большой интерес вызвала межрегиональная научно-практическая конференция:

«Местное самоуправление: итоги и перспективы развития», проводимая Томским отделением совместно с администрацией Томской области, а также семинар «Современные научные подходы к избирательным кампаниям на местном уровне» и региональный форум «Эффективное управление государственными и муниципальными финансами, формирование бюджетов на основе показателей качества и количества услуг», проведенный в марте этого года совместно с Агентством США по международному развитию.

Татарское республиканское региональное отделение Муниципальной академии выступило в числе организаторов Межрегиональной научно-практической конференции «Гражданское общество, государственная власть и местное самоуправление».

Многое осуществляется в этом направлении и в других регионах, однако еще есть большие резервы, которые, к сожалению, пока не используются.

Важным в деятельности Российской Муниципальной академии является работа в направлении развития науки муниципального управления и пропаганды научных знаний. Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на большое число исследований и наличие литературы по вопросам местного самоуправления, явно недостаточно комплексно, а иногда и неконкретно, рассмотрена жизнедеятельность муниципальных образований с позиций теории управления. Видимо, в этом заключен еще не вскрытый пласт муниципальной науки и в этом мы видим одно из важнейших направлений деятельности Академии.

Академия осуществляет поддержку научно-методических разработок по проблемам муниципального управления, финансовой базы местного самоуправления, муниципальной экономики, градостроительного развития, устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих систем и развития социального обеспечения в муниципальных образованиях.

Реализуя мероприятия по стимулированию научных разработок в области муниципального управления и экономики, мы планировали учреждать специальные премии, проводить работу по поддержке талантливых специалистов и ученых, занимающихся проблемами местного самоуправления. Однако год прошел, а мы в этом направлении практически не продвинулись.

Сегодня по предложению Московского городского регионального отделения Муниципальной академии мы предлагаем вашему вниманию проект Положения о Высшей награде Муниципальной академии - ордене Екатерины Великой. Эту награду планируется присуждать ежегодно за особые заслуги в области фундаментальных исследований по проблемам местного самоуправления, за развитие науки муниципального управления, за активную работу по изучению и пропаганде передового опыта, за создание художественных и исторических произведений, раскрывающих роль муниципальных органов и за ряд других заслуг.

Особо хочу отметить консультационную и образовательную деятельность Муниципальной академии. В настоящее время подготовка специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» осуществляется в 150 вузах России, которые ежегодно выпускают около 30 тыс. молодых специалистов. Однако проблемы кадров эти выпускники еще не решают. Это связано, в том числе и с недостатком хороших программ и учебников.

Анализ соответствия существующей учебно-методической литературы новому государственному образовательному стандарту РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление» показал, что нужна доработка учебных программ, нужны учебные пособия и учебники, в большей степени, отвечающие практическим задачам. Кроме того, учебники по муниципальному управлению, как правило, адаптированы к конкретному вузу, и не всегда отвечают в полной мере требованиям государственного образовательного стандарта. Я приглашаю желающих к взаимодействию в написании общего хорошего учебника по местному самоуправлению.

Мы начали работу по повышению квалификации муниципальных служащих и руководителей муниципальных образований. Совместно с Государственным университетом управления разработана программа семинаров, направленная на обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных и государственных служащих, руководителей, специалистов предприятий различных форм собственности. Эта работа стала возможной бла­годаря поддержке директора Ин­ститута Государственного и муниципального управления ГУУ, доктора экономических наук, профессора Латфуллина Г.Р., который является действительным членом нашей Академии.

Летом мы провели два учебных семинара. Один их них - «Местное самоуправление и проводимые социально-экономические реформы в муниципальных образованиях» - был проведен с отрывом от производства. По окончании занятий участникам был выдан документ государственного образца о прохождении переподготовки по 72-хчасовой программе. В программу семинара были включены: выездное практическое занятие в Управе (префектуре) г. Москвы; участие в международной конференции "Местное самоуправление - основа демократической системы: законодательные аспекты развития местной демократии в Российской федерации в соответствии с Европейской Хартией о Местном Самоуправлении", которая проводится Советом Европы совместно с Советом Федерации Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации 18 и 19 июня.

Другой семинар мы провели совместно с нашим Санкт-Петербургским городским региональным отделением и отделом электроэнергетических проблем Российской академии наук. Это научно-технический семинар, посвященный проблемам энергоресурсосбережения и экологической безопасности в муниципальном хозяйстве. Семи­нар проходил в городах: Санкт-Петербург, Котка, Хельсинки (Финляндия), Стокгольм (Швеция). В программе семинара были посещение предприятий Санкт-Петербурга, Финляндии, Швеции; доклады ученых РАН по вопросам энергосбережения и экологии; встречи с деловыми кругами Финляндии и Швеции; посещение объектов ресурсосбережения Санкт-Петербурга, Финляндии, Швеции.

В этом мероприятии приняли участие ведущие ученые Санкт-Петербурга, руководители региона Куменлааксо, специалисты фирм Финляндии и Швеции, главы Управ районов Москвы, специалисты из АО «ВНИИЭТО», а также представители Калуги, Тюмени, Красноярского края и других регионов. В ходе семинара были рассмотрены вопросы эффективного использования материалов, технологии ресурсосбережения в муниципальном хозяйстве, проблемы внедрения перспективных схем в системах жизнеобеспечения (энергия, тепло, отходы, вода, информационное обеспечение), использования традиционной и нетрадиционной (малой) энергетики в муниципальном хозяйстве и др. Участники семинара, в том числе из числа присутствующих на сегодняшней конференции, дали положительную оценку этой программе.

Образовательные программы реализуются и в региональных отделениях Муниципальной академии. Так, на базе Высшей школы управления Казанского государственного технологического университета при активном участии членов Татарского республиканского регионального отделения Муниципальной академии разработаны и реализуются программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с выдачей дипломов государственного образца. По заявкам Государственного Совета Республики Татарстан регулярно формируются учебные группы, состоящие из руководителей органов местного самоуправления. Важно учесть, что республика Татарстан, в известном смысле, олицетворяет особый вариант развития взаимоотношений республиканской и местной властей. Необходимость реального движения к гражданскому обществу требует усиленного внимания к воспитанию специалистов с особым «набором» профессиональных и гражданских качеств.

Об организации изучения, пропаганде передового опыта и повышении престижности профессии муниципального служащего. Местному самоуправлению, как и любви, должны быть все возрасты покорны. Поэтому мы начинаем с детей. Второй год под эгидой Муниципальной академии на территории Юго-Восточного округа Москвы проводится конкурс проектов «Если бы я был главой Управы» среди выпускников школ. Конкурс проводится как по районам, так и по округу в целом. Для подведения итогов образуется оргкомитет и рабочие группы, которые определяют победите­лей, награждают их призами, оказывают помощь в бесконкурсном поступлении в вузы по типу победителей олимпиад.

Поскольку в Москве, в соответствии с концепцией развития местного самоуправления, район является муниципальным образованием, Глава районной управы, избираемый советниками районного собрания - депутатами, является Главой администрации района, то приглашение к участию в конкурсе, проведение конкурса, подведение итогов являются элементами системы пропаганды и поддержки престижности профессии муниципального служащего.

Правительство Москвы планирует провести такой конкурс в целом по городу. Подобная работа уже ведется. Одним из наиболее интересных мероприятий является всероссийский конкурс «Юные губернаторы», проводившийся в рамках московского форума «Одаренные дети» в начале этого года. Организатор конкурса Институт гуманитарного образования. К сожалению, этот опыт еще не получил распространения в российских городах. Мы готовы методически и организационно помочь в проведении подобных конкурсов.

Формирование системы информационного обмена. В рамках формирования системы информационного обмена создан веб-сайт Муниципальной академии в сети Интернет. Мы уже начали размещать на сайте законодательную и нормативную базу по местному самоуправлению, опыт регионов в формировании системы местного самоуправления, передовые разработки и документы, проблемные статьи, доклады и выступления. Предлагаем размещать на этом сайте информацию о деятельности региональных отделений Муниципальной академии, а также максимально использовать в своей работе материалы сайта.

В настоящее время решаются организационные вопросы по формированию информационно-издательского центра Муниципальной академии. Мы надеемся, что деятельность Центра будет способствовать не только широкой популяризации Муниципальной академии, но и становлению ее финансовой самостоятельности. Планируется выпуск ежемесячного информационного бюллетеня Муниципальной академии. После отработки структуры и системы информационного взаимодействия с региональными отделениями мы планируем издание специализированного журнала.

В порядке информирования сообщаю, что при поддержке Муниципальной академии издаются два журнала: «Дворики московские» и «Управа».

Проблемы, требующие решения. В течение года в региональных отделениях и Президиумом Академии проводилась работа по дальнейшему структурному оформлению нашей организации. Вместе с этим, следует отметить как сдерживающий фактор в реализации основных положений Концепции незавершенную работу по формированию в структуре Академии функциональных секций. Напомню, что на предыдущих конференциях нами рассматривались подходы к формированию секций и был утвержден их перечень:

  • экономики, финансов и управления;
  • социального развития;
  • градостроительства и архитектуры;
  • муниципального хозяйства и систем жизнеобеспечения;
  • истории, организационного и правового обеспечения;
  • информационного развития.

Президиум Академии предложил членам Академии самим выбрать, кто в какой секции будет работать. В нашей повестке дня сегодня запланирован вопрос об утверждении руководителей секций. После избрания руководителей секций Президиумом должна будет проведена соответствующая организационная работа по обеспечению их полноценного функционирования. Именно на секции мы возлагаем большие надежды по активизации работы Муниципальной академии в целом. Руководители секций могут входить в состав Президиума, через секции нам следует рассматривать и будущих кандидатов, а также вести широкую работу по реализации уставных положений и концепции становления и развития Муниципальной академии.

Достаточно сложными остаются вопросы финансирования деятельности Академии. Прошедшие годы показали, что этому вопросу необходимо уделить серьезное внимание.

В идеале желательно иметь оплачиваемых полностью или частично оперативных работников в каждом региональном отделении и в каждой секции. Кроме этого, определенные затраты образуются при организации конференций, изготовлении дипломов, значков, рассылке почты, осуществлении телефонных разговоров и др.

Стабильная система финансирования указанных расходов пока не создана. Мы все понимаем, что нам необходимо реализовать большую часть намеченных в Концепции принципов финансирования Академии и частичного или полного самофинансирования проводимых Академией мероприятий.

Наверное, следует сформировать рабочую группу и поручить ей разработку различных схем зарабатывания финансовых средств Муниципальной академией.

Недостаточно еще налажена работа по анализу деятельности региональных отделений. Такая работа затруднена в силу того, что многие наши члены решили, что отчеты - система какого-то ненужного контроля. Нам следует провести хорошую разъяснительную работу о том, что отчеты - это не формальная контрольная функция, это попытка собрать воедино активы Академии, которые обеспечены потенциалом ее членов. Этот потенциал - огромный.

Мало сделано нашей Академией в области науки о муниципальном управлении. Есть мероприятия, которые могут быть реализованы в ближайшее время. В их числе проведение общероссийского конкурса на лучший учебник, учебное пособие или другую печатную работу.

Наверное, автору было бы приятно по результатам серьезной экспертизы, проведенной членами Академии, получить диплом за свою работу от имени Муниципальной академии. Это и большая моральная поддержка и стимул к дальнейшей творческой работе.

Думаю, что Академия, вместе с Конгрессом муниципальных образований, с бывшим Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики, Государственной Думой РФ и другими органами могла бы взять на себя сложную работу по проведению конкурса на лучшего муниципального служащего - простого муниципального чиновника в здоровом понимании этого слова. Подобную работу могут начинать региональные отделения самостоятельно, а Президиум охотно поддержит любые хорошие начинания в этом направлении и окажет всемерную помощь.

В числе перспективных проектов может быть организация проведения конкурсов для практиков муниципального управления "финансы муниципальных образований", "Использование муниципальной собственности", "Информирование населения по вопросам организации и деятельности местного самоуправления" и др.

И в заключение мне хотелось бы отметить, что нам следует приложить все усилия, чтобы дальше развивать нашу концепцию. Потенциал членов Академии таков, что мы можем на всех трех уровнях власти решать вопросы.

Мне еще раз хотелось бы поблагодарить вас за участие в конференции и пожелать нам успехов в работе.

Нам надо чаще встречаться, поддерживать друг друга, помогать друг другу в хороших начинаниях и привлекать в Муниципальную академию достойных людей. Один известный ученый или опытный практик - это много, но если такие люди объединяются, они образуют мощный, полезный для каждого из них потенциал.

Or редакции:

Указом Президента РФ Путина В.В. Ns 1420 от 10.12.2001 г. Зотов В. Б. награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени за высокие достижения в производственной деятельности, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами и многолетнюю добросовестную работу.

Файлы: