Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в Москве: из опыта Юго-Восточного административного округа.
Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики

Зотов В.Б.,

Префект Юго-Восточного

административного округа Москвы,

д-р экон. наук, проф.

Роль жилищно-коммунального хозяйства

в системе территориального управления

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации началось в 90-е годы. В течение почти десятилетних преобразований накоплен большой опыт, ознакомление с которым и его обобщение создают важнейшие предпосылки успешности проведения социально-экономических реформ российского общества. За этот период была сформирована законодательная, правовая и нормативно-методическая база, составившая фундамент для перехода этой сферы на рыночные принципы хозяйствования и укрепления социально-экономической составляющей жилищно-коммунального хозяйства, в котором сконцентрированы интересы практически всего населения страны.

Нам хорошо известно, что жилищно-коммунальное хозяйство является одним из наиболее важных элементов системы управления любой административной территории, будь то поселок, город, район, область, край, республика. Если посмотреть на практическую деятельность префектуры и районов Москвы со стороны, можно увидеть, что основная работа в округах сводится к направлению в области жилищно-коммунального хозяйства.

Так, составными элементами модели территориального управления являются блоки:

  1. управление экономикой территории;
  2. управление градостроительным развитием территории;
  3. управление функционированием систем жизнеобеспечения территории;
  4. управление социальным климатом.

Как видно, третий блок модели базируется на системах ЖКХ и он органически связан, интегрирован в другие блоки. Не может быть управления экономикой территории без ЖКХ, так как только финансирование потребностей ЖКХ в городе составляет 40% общего объема финансовых потоков, в префектуре 60-65%, на уровне района до 75%. Не может быть управления градостроительным развитием территории без ЖКХ, так как это – строительство, как правило, объектов ЖКХ: домов, дорог, теплоэнергосистем и др. объектов инфраструктуры. И, конечно, управляя социальным климатом на территории, мы также не можем обойтись без ЖКХ. Сюда входит создание нормальных комфортных условий проживания, социальная защита населения и многое другое.

Нормальное функционирование жилищно-коммунального хозяйства города теснейшим образом связано со многими другими отраслями города, которые часто относятся к отраслям, не входящим в городское подчинение. Это первый блок проблем, который возникает на низовом территориальном уровне управления. Как правило, каждая из этих отраслей в свою очередь имеет разнообразные по назначению предприятия и организации, образуя с организациями ЖКХ в целом сложнейший жилищно-коммунальный комплекс.

Говоря о последних десяти годах реформы жилищно-коммунального хозяйства, следует отметить, что в этот период активно реализуются работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, приоритетными из которых являются:

  • Изменение монопольного положения государства как главного собственника жилья и предприятий, осуществляющих коммунальное обслуживание.
  • Формирование отношения жителей к жилью как к коллективной или индивидуальной собственности.
  • Радикальное реформирование всей системы экономических отношений в ЖКХ.
  • Создание системы управления, обеспечивающей нормальные условия для развития рыночных отношений между потребителями и производителями услуг.

Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в Москве

В основу работы по реформированию жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) в Москве был положен принцип адаптации систем ЖКХ новому административно-территориальному делению в г. Москве. К моменту формирования административных округов, в конце 1991 г. начале 1992 г., структура жилищно-коммунального хозяйства представляла собой громоздкую монопольную систему с ярко выраженной иерархической схемой. Низовые звенья этой лестницы представлялись Ремонтно-эксплуатационными управлениями (РЭУ). Они имели на собственном балансе жилой фонд и одновременно эксплуатировали его, сочетая в одном лице функции и заказчика и подрядчика на эксплуатацию и текущий ремонт жилого фонда, то есть имели на данный вид работ монопольное право. Само по себе отсутствие какой бы то ни было конкуренции неизбежно привело к ухудшению качества выполняемых работ, так как не было стимула для совершенствования работы, снижения себестоимости, борьбы за выживание. Ситуация усугублялась еще и тем, что организации РЭУ одновременно сочетали в себе функции и подрядчика, и заказчика, и контролера, сами определяли необходимость и целесообразность ведения тех или иных работ, их периодичность. РЭУ имели неограниченную возможность расходовать, практически бесконтрольно, получаемые финансовые средства. В итоге мы пришли к тому, что РЭУ оказалось незаинтересованным снижать расходы и улучшать качество работ, оно само устанавливало себе объем работ и оплачивало их, житель со своими интересами выпал за пределы системы.

Таким образом, к началу нового административного территориального деления комплекс жилищно-коммунального хозяйства представлял собой крайне консервативную, монополизированную и замкнутую на себя систему, ориентированную на решение установленных самой для себя задач с множеством непроизводственных административных и передаточно-распределительных звеньев. Контроль за работой осуществлялся так же самой системой. При таком положении система не только не реагировала оперативно на запросы населения, но крайне сопротивлялась этому. Основной задачей стало не выполнение непосредственных задач по обеспечению жизнедеятельности предприятий и обслуживание жителей города, а поддержание в сложных условиях собственного существования. Старую систему надо было срочно реорганизовывать.

В Юго-Восточном административном округе в ноябре 1991 г. в каждом муниципальном районе были образованы Дирекции единого заказчика. Название ДЕЗ мы придумали из расчета на то, что через них будут проходить все финансовые потоки (по коммунальному хозяйству, медицине, культуре, образованию и др.), но не получилось. Это был ноябрь 1991 г. Деятельность ДЕЗ вначале регулировалась Положением, в соответствии с которым учредителем ДЕЗов выступило окружное Управление коммунального хозяйства. Целью образования ДЕЗов была передача полномочий и ответственности супрефектам, которые до этого не обладали никакими рычагами власти, и соответственно не несли ответственность за состояние дел на территории. В 1992 г. в ЮВАО была осуществлена перерегистрация ДЕЗов, их деятельность стала регулироваться в соответствии с Уставом, учредителем выступило Москомимущество. Местная власть в лице администрации муниципального района получила в свои руки и в подчинение хозяйственный орган, дающий возможность оперативно и самостоятельно решать местные вопросы на своем уровне, применительно к конкретным условиям, ориентируясь на особенность местных условий. Это позволило изыскивать внутренние скрытые ресурсы муниципального района и реализовывать их для улучшения работы. Получив новое свое назначение - государственных предприятий, ДЕЗы быстро были укомплектованы кадрами. В последствии все функции, специалисты и подразделения, относящиеся к функциям власти и управления, из РЭУ были переданы в дирекции. Среди этих функций в дирекцию были переданы диспетчерские, паспортная работа (прописка-выписка), сбор коммунальных платежей и другие.

В городе в 1992 г. в ряде документов по реформе ЖКХ были определены первоочередные направления преобразования. Прежде всего это касалось создания по всей Москве государственных унитарных предприятий – ДЕЗов, на баланс которых передавался жилищный и нежилой фонды и объекты коммунального назначения. Но не у всех это получалось. Некоторые округа не хотели внедрять систему ДЕЗов. А те, которые хотели, не могли зарегистрировать ДЕЗ, так как изменились условия регистрации. В процессе реформирования управления жилищным фондом, а точнее в 1993 г. началось разделение функции по управлению (заказчик) и эксплуатации (подрядчик) жилищного фонда. Ремонтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства и благоустройства, другие структуры, ранее бывшие подразделениями монопольных производственных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, были преобразованы в самостоятельные организации, как правило, негосударственной формы собственности. Одновременно начал осуществляться переход на договорные отношения.. В основу был положен опыт Западного АО по созданию конкурентной среды и разделению функций подрядчика и заказчика. В ЮВАО этот опыт был поддержан и развит и уже в 1994 г. мы имели самое широкое привлечение к обслуживанию ЖКХ частных компаний на конкурсной основе. В 1995 г. специальным распоряжением мэра Москвы «О совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Москвы» опыт создания дирекций был одобрен и рекомендован для внедрения во всех административных и муниципальных округах, а после издания Указа Президента Российской Федерации «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» от 29.03.96 опыт Москвы стал достоянием регионов России.

Годом позже был начат эксперимент по привлечению на конкурсной основе частных компаний к управлению жилищным фондом. Это создавало предпосылки для изменения сложившейся к этому времени схемы монопольности ДЕЗов. В Москве в 1997 г. была разработана и принята «Программа дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 1997–2006 годы». В ней выделены три главных направления преобразований:

Первое направление – реформирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на базе новых экономических отношений между партнерами – поставщиками, потребителями, заказчиками, подрядчиками и т. д. Главные меры по этому направлению включают: демонополизацию отраслевых структур, создание конкурентной среды, проведение конкурсов, контроль за эффективностью и рентабельностью, снижение тарифов, установка в домах технических средств контроля расходов воды, тепла. Эти преобразования Москва начала осуществлять, как отмечалось выше, с 1991 г.

Второе направление – введение новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Ее основу в программе составляют:

  1. введение платы за найм;
  2. дифференцированные ставки оплаты жилья (услуг технического обслуживания для собственников), исходя из категории дома;
  3. нормативы потребления коммунальных услуг (с потребителями, имеющими приборы учета расхода воды и тепла, расчеты производятся по их показаниям);
  4. оплата гражданами, имеющими более одного жилья, предоставляемых услуг по их фактической стоимости;
  5. изменение порядка и условий аренды помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  6. введение института «коммерческого найма», предусматривающего предоставление жилья на определенный срок без ограничения по площади с оплатой по более высокой стоимости;
  7. введение с 1997 г. системы страхования жилья.

Третье направление Программы содержит меры социальной защиты населения. Это, в первую очередь, увеличение жилищных субсидий семьям, которые не в состоянии оплачивать жилье; расширение и реализация системы льгот; рассрочки по платежам; введение ссуд для погашения долгов; льготные кредиты.

В ходе реализации этих направлений накоплен не только большой опыт, но и появились проблемы, решение которых может оказать существенное влияние на дальнейшее направление преобразований. В частности, в результате дефицита бюджетных средств, выделяемых на ЖКХ, имеет место сокращение регламентных работ по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, складывается задолженность за оказываемые работы и услуги.

С целью коренного оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышения качества обслуживания, создания мотивации к повышению эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса Постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. № 1122-ПП «О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса» определена главная цель реформы ЖКХ –формирование цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг и создание эффективной системы адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Для ее реализации на 2002-2003 гг. определены следующие приоритетные направления: поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования (когда отдельным организациям и гражданам за счет других организаций предоставляются льготы по оплате эксплуатационных и коммунальных услуг); обеспечение объективного и обоснованного формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги; совершенствование системы учета потребляемых жилищно-коммунальных услуг и порядка расчетов за названные услуги, а также механизмов адресной социальной защиты малоимущих категорий граждан; создание условий для формирования товариществ собственников жилья и других форм объединений жителей; развитие конкурентных отношений в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда; совершенствование договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Эти направления охватывают практически все принципиальные положения федеральной реформы ЖКХ.

Практические результаты работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Юго-Восточном административном округе Москвы

Развитие конкурентных отношений в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда. В конце июля 1997 г. впервые в России был проведен открытый конкурс на привлечение к управлению жилищным фондом муниципального района «Выхино-Жулебино» ЮВАО Москвы частной компании. В нем приняли участие организации различных организационно-правовых форм, имеющие лицензию на выполнение данного вида работ. Это: 4 частные фирмы и государственное унитарное предприятие – ДЕЗ «Выхино» (в его управлении и хозяйственном ведении находился выставленный на конкурс жилищный фонд). Победителем конкурса стало ЗАО «Фрегат-1», работники которого показали высокие профессиональные знания в вопросах управления и организации обслуживания жилищного фонда. Но из-за нерегулярного финансирования и недофинансирования этот опыт оказался не реализованным.

По принятой схеме финансирование расходов на управление и организацию обслуживания жилищного фонда частной компанией должно осуществляться на равных условиях с финансированием ДЕЗ. В то же время частная компания разработала мероприятия по экономии бюджетных средств; среди них – обязательства подрядчиков бесплатно устранять недостатки в течение срока гарантийного обслуживания жилищного фонда после проведения ремонтных работ и т. д.

В концепции управления собственностью в Москве, которая была принята 15 июня 2000 г., схема привлечения частной управляющей компании (т. е. части ДЕЗ) заложена как перспективная. Поэтому работа в этом направлении работа была продолжена ив том же году начат новый эксперимент по привлечению путем конкурсного отбора частных компаний к управлению жилищным фондом. Это создает предпосылки для разрушения монополизации ДЕЗ и улучшения качества их работы.

В рамках проведения эксперимента выпущено соответствующее распоряжение Префекта Юго-Восточного административного округа, в котором утверждены и определены границы территорий и адресный перечень домов, управление которыми будет передано частной компанииы, а так же определено, что на частную компанию, выигравшую конкурс, должны быть возложены все функциональные обязанности службы заказчика района, кроме ведения работ по паспортному учету населения, регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, проведения мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов гражданской обороны.

С июля 2001 г. к выполнению функций по управлению жилищным и нежилым фондами (всего 126 строений) на территории района Выхино-Жулебино приступило ЗАО «Фрегат-1».

Энергоресурсосбережение. Энергосберегающая политика проводится в ЮВАО через реализацию энергосберегающих, научно-исследовательских, информационных, образовательных и др. мероприятий.

Внедряется практика прямых расчетов за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими предприятиями и населением, что позволит избежать посредников (ДЕЗ) и соответственно ускорить поступление платежей, повысить ответственность поставщиков за качество услуг.

В 2000-2001 гг. префектурой ЮВАО была организована работа по установке счетчиков теплопотребления в жилом фонде округа. Всего было установлено 253 прибора учета. В результате проведенной работы экономия в целом по округу только за март 2001 г. составила 950 тыс. руб.

Однако в связи с переходом на прямые расчеты с ГУП «Мосгортепло» большинство из установленных счетчиков оказались невостребованными. Тем не менее, это лишь свидетельствует о необходимости создания юридических лиц, способных потреблять предоставляемые ресурсы по счетчику – Товариществ собственников жилья. Однако установка приборов учета тепла является лишь способом контроля отпущенных ресурсов, но не более. Поэтому в районах Нижегородский, Марьино, Рязанский, Текстильщики в настоящее время идет активная работа по разработке комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий на типовых строениях.

Продолжается сотрудничество с Московским энергетическим институтом, который проводит обследование жилого фонда района Лефортово на предмет возможной экономии электроэнергии в подъездах жилых домов. Одновременно совместно с МЭИ и Управлением образования идет обследование двух школ в Лефортово (№ 417 и № 1229) с целью последующего внедрения выработанных решений по энергосбережению. Проведенное в школе № 632 энергетическое обследование показало возможность достижения экономии в сумме 127,6 тыс. руб. за счет проведения работ по энергосбережению.

В ходе реализации новой жилищно-коммунальной политики требуется значительная работа по техническому переоснащению жилых зданий и объектов городской инженерной инфраструктуры, направленная на повышение теплотехнических характеристик зданий, внедрение энергоэффективных приборов теплоснабжения, надежных инженерных систем и источников водообеспечения. В этих условиях экономические механизмы управления муниципальной жилищно-коммунальной собственностью, учитывающие интересы производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, приобретают все большее значение. Это особенно важно при ограничении финансовых ресурсов на местах (как средств бюджета, так и средств потребителей услуг).

Оплата жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии населению. В январе 1994 г. Правительство Москвы приняло постановление о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему расчетов, максимальная доля расходов семьи на оплату жилья в процентах к совокупному доходу, порядок предоставления гражданам жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, социальные нормы площади жилья.

С августа 1994 г. Москва перешла на новый принцип расчетов за жилищно-коммунальные услуги: введена плата за найм; ставки оплаты жилья (услуг технического обслуживания для собственников) дифференцированы, исходя из категории дома; постановлением Правительства Москвы утвержден порядок и условия аренды помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, введен институт «коммерческого найма», предусматривающий предоставление жилья на определенный срок без ограничения по площади с оплатой услуг по более высокой стоимости; с 1997 г. реализуется система страхования жилья.

В период с 1 января 1998 г. по 1 января 2002 г. количество действующих договоров страхования жилых помещений в г.Москве выросло с 7 тыс. до 830 тыс. В ЮВАО процент охвата страхового поля составляет 30% общего числа квартир – это второй показатель по городу.

Одновременно с повышением платежей за жилищно-коммунальные услуги распоряжением Премьера Правительства Москвы в 1994 г. был создан Городской центр жилищных субсидий, основной функцией которого является предоставление малообеспеченным гражданам жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В городе действует система, при которой право на жилищные субсидии имеют семьи (граждане), чьи платежи на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, превышают предельно допустимую долю расходов.

По состоянию на конец марта 2002 г. количество назначенных субсидий по ЮВАО составило 33,6 тыс. на общую сумму 7,1 млн. руб. Основную категорию получателей жилищных субсидий составляют пенсионеры (71%). Анализ получаемых субсидий по типам жилищного фонда показывает, что более 50% от их общего количества приходится на частный фонд, муниципальный фонд составляет 36%.

Кроме начисления субсидий через Городской центр жилищных субсидий, жилищным предприятиям и предприятиям связи возмещаются убытки от предоставления ими отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг технического обслуживания и услуг связи. Городской центр жилищных субсидий определяет также методологию по начислению и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Внедрение современных информационных технологий. Без современных информационных технологий невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства в таком крупнейшем городе как Москва. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с москвичами и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло- и энерго- ресурсов, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Техническая база в городе имеется – разветвленная волоконно-оптическая сеть, которая позволяет дотянуться практически до каждого дома. Эта уникальная коммуникационная система создана в городе при активной поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

Те разнообразные автоматизированные системы, которые сегодня используются в московском жилищно-коммунальном комплексе, не отвечают современным требованиям: они, например, не предусматривают реализацию функции социальной направленности и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. А ведь это – одно из приоритетных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства. Большинство внедренных систем не обеспечивают динамической настройки на постоянно изменяющееся законодательство и нормативную базу и не обеспечивают, скажем, прозрачности процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей. Сегодня нужно уделить особое внимание именно тем информационным системам, которые используются при расчете платежей. Высокую эффективность обеспечивают расчеты с населением на базе единого информационно-расчетного центра.

Единый информационно-расчетный центр – это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей в общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ, –“счет-квитанцию”.

Высказываются разные мнения по формированию расчетных центров. В Юго-Восточном округе есть территории, где внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, например, в районе Печатники. Вместе с тем техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии с использованием волоконно-оптической сети.

Аргументы и позиции специалистов убеждают нас в целесообразности создания информационно-расчетной системы в районах. Надо максимально использовать имеющийся потенциал, который в ДЕЗах и районных центрах жилищных субсидий сегодня есть. В дирекции пришли работать грамотные профессионалы, они владеют компьютерными технологиями и не учитывать этого нельзя.

Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также должен быть использован. Речь идет о возможности модернизации уже внедренных систем. Такая возможность сегодня есть, в первую очередь, на базе Городского центра жилищных субсидий, где создана трехуровневая (город-округ-район) информационная система.

Разработанная и внедренная центром технология единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства города позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям-поставщикам услуг, регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность совместить все платежи населения за жилищно-коммунальные услуги в единый платеж с разбивкой по их видам, позволяет производить начисления, перерасчеты и деление платежей в автоматическом режиме.

Институт старших по дому и подъезду. Комендант двора. Одним из основных направлений в реализации программы Правительства Москвы «Мой двор, мой подъезд» стало создание института старших по дому и подъезду. Практика показала, что институт старших по дому имеет достаточно высокую эффективность в решении вопросов содержания жилищного и прилегающих территорий в надлежащем состоянии.

На сегодняшний день наиболее высокой ступенью в организации института старших стало создание в ряде районов города Москвы Советов старших по домам. Однако зачастую данные советы, пользуясь уделяемым им вниманием органов исполнительной власти, в основном решают проблемы, возникающие при содержании отдельных дворовых территорий или жилых строений, благодаря лобби отдельных, наиболее активных Старших по домам – членов совета. Также негативному аспекту функционирования института старших способствует тот факт, что физически очень трудно привлечь к данной работе представителей (Старших по дому) всех жилых домов района.

С целью ликвидации этого пробела, а также для повышения эффективности функционирования института старших в сфере решения вопросов содержания жилищного фонда и прилегающих территорий в надлежащем состоянии, префектурой ЮВАО в инициативном порядке разработана концепция и выпущено соответствующее распоряжение префекта о введении должности Старшего группы домов, формирующих отдельно взятую дворовую территорию – должность коменданта двора (дворовой территории).

В настоящее время выпущено соответствующее распоряжение префекта «О проведении эксперимента по введению должности коменданта двора», создана комиссия по подготовке и проведению эксперимента, по введению на территории ЮВАО должности коменданта двора, утвержден адресный список дворовых территорий для проведения эксперимента, подготовлено Типовое положение о коменданте территории.

Основополагающий принцип реформы жилищно-коммунального хозяйства – участие населения в ее реализации  

Сегодня реформа жилищно-коммунального хозяйства видится, на мой взгляд, с каждого уровня по-разному. Первый – бюджетный. По экономическим соображениям бюджет заинтересован сбросить с себя эту нагрузку, но задача социальной защиты малоимущих москвичей превалирует.

Второй уровень – естественные монополисты: Мосгортепло, Мосводоканал и другие заинтересованы в том, чтобы не потерять свое монопольное влияние. Реформа заставляет их работать в условиях конкуренции, соответственно, жесточайшего контроля тарифов, и отчитываться перед потребителями. Но в своей хозяйственной деятельности они не заинтересованы в экономии реализуемых ресурсов, так как от объемов поставок напрямую зависит их прибыль.

Третий уровень – подрядные организации. Они реформу толкуют по-своему, понимая, что монополиста можно «раздробить», и стараются заработать на этом.

Конкуренция заставит работать эффективнее и тех, и других. А задача городских властей – привести этот механизм в действие с учетом интересов москвичей и обеспечения их социальной защиты.

Сегодня жители не могут влиять на качество услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство живет на дотации, конкуренция отсутствует. Реформа ЖКХ предполагает качественные изменения этой устаревшей схемы.

Прежде всего, речь идет о передаче права распоряжаться бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно жителям. Именно жители больше всех заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Контролировать расходы причитающихся субсидий люди смогут с помощью персонифицированных социальных счетов граждан или домохозяйств. Они будут использоваться для перевода из бюджета адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и последующих расчетов гражданами с производителями жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня мы оплачиваем какие-то невероятные объемы гипотетически расходуемых ресурсов. В действительности редко кто потребляет ежедневно 380 литров воды, вряд ли кому-то нужно 140 литров горячей воды. Некоторые москвичи предпочитают подолгу жить на даче. Получается, что они должны ходить по инстанциям и отстаивать свое право не платить за то, чем не пользовались.

Пока что инженерные системы учитывают показатели потребляемых ресурсов не по квартирам, а в целом по дому, при этом учет расходования ресурсов производится по-разному: газ в расчете на человека, тепло по метражу квартиры.

Получается, что экономия не выгодна поставщикам, а жители в этом и вовсе не заинтересованы. Зачем расходовать тепло по потребности, если его цена изначально определена?

Приборы учета и контроля потребляемых ресурсов должны быть в квартирах, тогда у жителей появится объективная заинтересованность экономить, а поставщики будут работать в условиях реальных затрат и регулирования тарифов.

В доме должен появиться хозяин – в этом я вижу основную цель проводимых мероприятий. Согласитесь, наиболее комфортным проживанием в доме можно признать отсутствие любых причин, которые заставляют обращаться в различные инстанции. Мы должны жить в нормальных условиях, в чистоте, без технических поломок и сбоев в инженерном оборудовании.

В настоящее время мы наблюдаем совсем другую картину, которая больше напоминает проживание в гостинице, причем почти половина москвичей считаются собственниками своего жилья. А на деле? Гражданин немножко платит за содержание своей собственности, но желает, чтобы она находилась в хорошем техническом состоянии. И искренне полагает, что обеспечить ему это обязан город.

Жители должны стать полноправными владельцами своей собственности, научиться разумно и эффективно управлять жильем. Поэтому магистральное направление реформы – создание товариществ собственников жилья (ТСЖ), кондоминиумов, кооперативов, то есть юридических лиц, которые вправе привлекать профессионалов-управленцев для обеспечения нормальной жизнедеятельности технических и инженерных средств здания.

Москвичи получат реальную возможность выбирать такую структуру, которая, на их взгляд, наиболее квалифицированно будет управлять их домом. Жители будут платить разумную сумму за обеспечение нормального сервиса в доме и при этом быть уверены, что на них никто не наживается.

В настоящее время только в Юго-Восточном административном округе работают 99 Товариществ собственников жилья, которые приняли на себя функции по управлению жилищным фондом.

Жилищным (ЖК) и жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) города оказывается значительная финансовая помощь. Капитальный ремонт домов ЖК и ЖСК проводится за счет средств городского бюджета. Кооперативные дома принимаются Дирекциями единого заказчика на техническое обслуживание и в управление. Товарищества собственников жилья, в том числе и созданные на основе ЖК и ЖСК, регистрируются в Государственном кадастре. В 2001 г. создано 36 кондоминиумов, в них 7 ТСЖ, ведется работа по формированию ТСЖ в остальных кондоминиумах. В 2002 г. планируется создание 133 ТСЖ.

Таким образом, основная нагрузка по практической реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства ложится на органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Поэтому целесообразна всесторонняя поддержка органов ТОС со стороны исполнительных и законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов.

Существенной помехой для развития территориального общественного самоуправления является слабая нормативно-правовая проработка их деятельности. Кроме того, нет профессиональных кадров для работы в таких органах. Нужен анализ и распространение опыта органов территориального общественного самоуправления при проведении жилищно-коммунальной реформы.

Учитывая это, для обеспечения эффективной реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства следует поддержать идею создания федерального центра содействия развитию органов ТОС.

Файлы: