Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

От кого же зависит научно-технический прогресс на городском транспорте?

На предприятиях и в организациях Главмосгортранса в 1987 году в соответствии с планом новой техники было внедрено 69 мероприятий. Это дало экономический эффект 570 тысяч рублей, высвобождено 772 человека, сэкономлено 14322,4 тысячи тонн топлива, 943,2 тысячи кВт часов электроэнергии.

В 1988 году предусматривается внедрить 63 мероприятия по плану новой техники, получить экономический эффект свыше 500 тысяч рублей, сэкономить 8125 тонн топлива, 1340 тысяч кВт часов электроэнергии.

Научно-исследовательские работы в 1987 году проводились по 19 темам, из них полностью завершены 12, по остальным темам работа продолжается в 1988 году.

В 1987 году проводились 5 сверхплановых научно-исследовательских работ, из которых полностью завершены четыре. В 1987 году выполнено также 17 опытно-конструкторских работ на сумму 129,5 тысячи рублей. Все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполнялись в соответствии с календарным планом и графиками. Общие затраты на эти работы в прошлом году составили 786 тысяч рублей, в том числе 245 тысяч рублей за счет средств Госбюджета. В 1988 году Главк наметил выполнить 51 научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы с объемом затрат 1130 тысяч рублей. Основные исполнители - «МосгортрансНИИпроект» и ряд других институтов.

Однако, несмотря на то, что предусмотренные заданиями работы выполнены, во внедрении научно-технических разработок на наших предприятиях имеют место серьезные недостатки.

В истекшем периоде проводились, пожалуй, самые объемные работы по внедрению автоматизированной системы управления движением городского наземного пассажирского транспорта АСУ-«Рейс» на базе 2-го автобусного парка. Создано специальное подразделение по эксплуатации и техническому обслуживанию этой системы - Управление связи и автоматических систем (начальник Малюков), которое ныне является заказчиком и ответственным за внедрение этой системы. Но, несмотря на это, эффективность и результативность проводимых работ по внедрению системы АСУ-«Рейс» остаются низкими.

Созданное Управление не располагает достаточными производственными площадями и кадрами, и остается слабой его материально-техническая база. До сих пор во 2-м автобусном парке не решены многие организационные вопросы, что является существенным тормозом в работе и ставит под угрозу срыва ее внедрение в установленные сроки.

В последние годы стало больше уделяться внимания вопросам улучшения работы электротранспорта, в том числе и путевому хозяйству трамвая.

Если за период с 1983 года по 1986 год проведено 16 научно-исследовательских работ по электротранспорту, из них 5 - по совершенствованию путевого хозяйства трамвая, то уже за 1987 и 1988 годы общее количество работ по электротранспорту значительно возросло. Эти работы очень нужны путейцам, они направлены на сокращение тяжелого ручного труда, на совершенствование технологии сварки стыков в рельсах и спецчастях с целью повышения их прочности, наплавки стыков и кривых участков трамвайных путей, совершенствование технологии капитального ремонта путей на монолитном бетонном основании и другое.

Но несмотря на большие затраты, результаты исследований и проведенные опытно-конструкторские работы пока заметно не повлияли на улучшение состояния трамвайных путей. Это говорит об отрыве работ института от реальной жизни.

Законченные нашим институтом и другими организациями работы внедряются еще медленно, объемы внедрения малы (например, при потребности около 7000-8000 стыков, сваривается не более 3000 стыков в год), то есть меньше 50 процентов. Следует заметить, что институт «МосгортрансНИИпроект», его лаборатория рельсовых путей осуществляет слабый авторский надзор за внедрением своих, разработок.

Тематика научно-исследовательских работ нашего института не охватывает целого ряда направлений эксплуатационной деятельности Главка. Так, из-за отсутствия в своем составе ряда подразделений, институт не имеет возможности проводить исследования и разработки в области экономики и планирования, реставрации деталей, охраны труда и техники безопасности, прогрессивных форм организации труда, социального развития, развития производственно-технической базы, испытания новых видов подвижного состава: агрегатов, узлов, машин и механизмов, разработка ремонтного и диагностического оборудования для перспективных видов подвижного состава.

Не всегда удовлетворяет требованиям эксплуатационных предприятий качество разработок. В 1986-1987 годах институт провел работу по исследованию и распределению маршрутов автобусного и троллейбусного транспорта города Москвы между эксплуатационными предприятиями. Если работа по автобусному транспорту (1986 год) нашла применение и внедряется (осуществлено перезакрепление за автобусными парками 25 автобусных маршрутов, по плану 1988 года будет перераспределено еще 27 автобусных маршрутов, уже на сегодняшний день осуществлено перераспределение на 21 .автобусный маршрут), то аналогичная работа по троллейбусу (1987 год) применения не нашла и не внедряется.

Слаба связь института с отраслевыми управлениями и эксплуатационными предприятиями, особенно на стадии формирования планов научно-исследовательских и опытных работ. А если сказать прямо - нет этой связи, потому что институт ни с одним парком или депо не заключил договора, а значит, в большинстве работает в отрыве от конкретного производства.

Низка еще активность специалистов института в деле внедрения законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Из-за недостаточной активности института до сих пор не утверждена и не внедряется весьма нужная работа - «Руководство по организации и технологии технического обслуживания и ремонта дизельных автобусов в условиях централизованного производства работ», выполненная в 1987 году.

«МосгортрансНИИпроект» не стал еще штабом внедрения научно-технического прогресса в Главмосгортрансе.

Необходимо также отметить, что отраслевые Управления по-прежнему слабо используют возможности «МосгортрансНИИпроекта», не изучают в полной мере потребности эксплуатационных предприятий, совершенно недостаточна их активность во внедрении законченных научно-исследовательских и опытных работ, выполненных «МосгортрансНИИпроектом» и другими научно-исследовательскими организациями.

Недостаточно активно Управление автобусного транспорта внедряет технологию ТО-1 и ТО-2 автобусов «Икарус-280» с применением средств диагностики, разработанную «МосгортрансНИИпроектом» в 1985 году. К настоящему времени эта работа внедрена только в двух: 9-м и 15-м автобусных парках.

Серьезные претензии имеются к отраслевым Управлениям в части рассмотрения уже выполненных научно-исследовательских и опытных работ. Сроки рассмотрения затягиваются, нередко результаты рассматриваются формально.

При формировании перспективных годовых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания и внедрения новой тематики отраслевые Управления недостаточно серьезно относились к этому, в связи, с чем практически ежегодно после того, как планы сформированы, завизированы ими же и утверждены приказом по Главку, от отраслевых Управлений начинают поступать просьбы провести ту или иную работу, подчас действительно, очень нужную и требующую достаточно значительных средств на ее выполнение. В 1987 году Главк по просьбе Управлений дополнительно к плану вынужден был взять на выполнение 6 работ, в 1988 году к настоящему моменту уже сверх плана принято к исполнению 6 работ и еще поступают предложения. Это говорит о том, что Управления живут сегодняшним днем, не думая о перспективе, а направляемые для согласования предложения - просто отписки.

В создании новой техники серьезные претензии имеются к Производственному объединению заводов. Из года в год руководителям технических служб высказываются замечания, что они не проявляют достаточной активности и деловитости, это в известной степени препятствует своевременному решению задач ускорения научно-технического прогресса на наших предприятиях.

Продолжаются срывы в межзаводских кооперированных поставках. СВАРЗ поставил ТРЗ шлифовальный механизм для вагона-рельсошлифовщика с отставанием от графика и изготовил его с такими отклонениями от чертежей, что агрегат нуждается в переделке. С отставанием от сроков осуществляются кооперированные поставки и МТРЗ. Немало недостатков в разработке технической документации. В 1987 году изготовлены были опытные образцы приспособлений для протягивания и калибровки втулок поворотных кулаков автобусов. Установили их во 2-м и 16-м автобусных парках и до настоящего времени приспособления находятся в нерабочем состоянии. Почему? Из-за допущенных конструкторами ошибок в части изготовления самого инструмента - протяжек.

С целью повышения ответственности изготовителя за средства новой техники Объединению еще в прошлом году рекомендовали ввести в практику проведение анализа работы оборудования, изготовленного по плану новой техники, и обеспечить его гарантийное обслуживание в течение не менее года от даты приемки предприятиями. Эти рекомендации производственное объединение в должной мере не выполняет. Например, в 16-м парке устройство для демонтажа колес для автобуса ЛиАЗ-677 поступило с заводским браком. Представители объединения разобрали устройство, но брак не устранили. Демонтажер до сих пор находится в нерабочем состоянии.

Остаются претензии к качеству изготовления новой техники. Часть оборудования, получаемого с ЗИНТО, приходится разбирать, проверять и собирать заново, что значительно увеличивает сроки внедрения. Опытный образец стенда для проверки водяных насосов автобусов в 16-м парке не укомплектован сальниками, их не поставило УМТС. В результате течи стенд до сих пор не принят в опытную эксплуатацию.

В 1, 3, 6, 10, 11 -и парки поступили одностоечные гидравлические подъемники (изготовлены ЗИНТО) 10 единиц. На подъемниках отсутствует кабель и вилка для подключения. При заливке масла обнаружена течь: медные прокладки и некоторые штуцера низкого качества, и имеют трещины. На некоторых подъемниках не работают регуляторы давления.

Отраслевые Управления недостаточно контролируют ход работ по созданию и внедрению новой техники на подведомственных предприятиях, слабо организуют работы, не проявляют должной настойчивости и творческой заинтересованности в ускорении оснащения предприятия новой техникой и прогрессивной технологией.

Распределение опытных образцов и установочных партий изделий новой техники производится без учета имеющегося в парках оборудования, сроки получения изготовленного оборудования с заводов не выдерживаются. Основные заказчики новой техники - отраслевые Управления практически не участвуют в стадии ее разработки, а при составлении заявок на разработку недостаточно детально прорабатывают вопросы. В результате в 1987 году с отставанием от намеченных сроков был внедрен спецпост для регулировки ГМП в 4-м парке, демонтажер колес автобуса ЛиАЗ-677 в 14-м, стенды для диагностики и наладки электрооборудования трамвая в депо имени Баумана и имени Апакова, демонтажер для троллейбуса в 8-м парке. Полученный Октябрьским депо рельсошлифовщик не был вовремя подготовлен к работе на линии.

Важнейшим фактором улучшения работы городского пассажирского транспорта города Москвы в предстоящем периоде является ускорение научно-технического прогресса во всех сферах научной и производственной деятельности. Одним из важнейших направлений этой работы является освоение в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте новых видов подвижного состава трамвая и троллейбуса, оснащенных тиристорно-импульсной системой управления тяговыми двигателями.

В текущем и последующих годах будет продолжаться освоение в эксплуатации сочлененных троллейбусов особо большой вместимости, крайне необходимых для улучшения транспортного обслуживания населения на маршрутах с большими пассажиропотоками.

В настоящее время в Главмосгортрансе уже эксплуатируются 136 таких машин, до конца года будет получено еще 34 троллейбуса, в будущем году 200 машин. Поэтому для нормальной эксплуатации этого троллейбуса в 1989 году будет осуществлена разработка режимов и постовой технологии, их планово-предупредительного ремонта.

В будущем году также намечено проведение испытания нового трамвайного вагона Т7Б5СУ с тиристорно-импульсной системой управления (производства ЧССР) в условиях города Москвы.

В 1989 году «МосгортрансНИИпроект» намечает на базе 15-го автобусного парка провести исследования организационно-технических процессов технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта сочлененных автобусов «Икарус-280» в условиях централизованного производства

Другим направлением в освоении нового подвижного состава в оставшееся время текущего года, в 1989 году и последующих годах будет освоение в эксплуатации сочлененных автобусов «Икарус-280», оборудованных газодизельной аппаратурой. К концу 1989 года должно эксплуатироваться 100 таких автобусов, а на конец 1990 года 200 машин. Нашим помощником в этом работе будет НАМИ Минавтопрома СССР.

Будет продолжена работа по расширению системы АСУ «Рейс» путем осуществления разработки техно-рабочего проекта 2-й очереди АСУ-«Рейс» еще на 1000 автобусов.

В будущем году намечено осуществить разработку принципиальных решений конструкций контактных сетей с использованием нового материала — полимерных канатов, разработку перспективных конструкций изоляторов контактной сети трамвая и троллейбуса с применением материалов, обладающих повышенной стойкостью, осуществить разработку рабочих чертежей на опытный образец цепной подвески контактной сети троллейбуса с транспозицией контактного провода и несущего троса.

Большое внимание в плане 1989 года уделим совершенствованию трамвайных путей, улучшению их содержания. Намечено разработать технологический процесс и техническую документацию на наплавку кривых участков пути, стыков в прокатных рельсах и в спецчастях, разработать технологический процесс капитального ремонта путей трамвая на монолитном бетонном основании с повышением уровня механизации путевых работ; разработать более совершенный технологический процесс капитального ремонта путей с упругим основанием на прямых и кривых участках пути. Будет продолжена работа по разработке технико-экономического обоснования на производство элементов венгерской путевой конструкции в СССР.

Предусмотрено также разработать технический проект и рабочую документацию на систему электроподогрева трамвайных стрелочных переводов, завершить изготовление и поставку рельсогибочного станка и его внедрение в 1990 году, проведение исследования и разработки опытных образцов устройств контроля отрыва контактного провода и определения малого тока короткого замыкания, проведение работ по внедрению систем защиты от юза и буксования колесных пар на 50 трамвайных вагонах Т-3 и другое.

Планы - хорошие. Они направлены к одной цели; заметно улучшить работу городского пассажирского транспорта Москвы. Это в духе требований времени и явится ощутимым вкладом в реальные дела по претворению в жизнь решений XIX Всесоюзной партийной конференции.

Файлы: