Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Методика и результаты оценки воздействия автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды региона крупного города (на примере ЮВАО г. Москвы).

Юго-Восточный административный округ (ЮВАО) г. Москвы является постоянно развивающимся округом. Если на 1.01.93 г. его территория составляла 112,5 км 2 , то в 1995 г. она достигала 126 км 2 и вышла за пределы МКАД. Внеселитебная территория (промышленные, коммунальные, складские, транспортные объек­ты, незастроенная территория) в пределах МКАД составляет 64,34 км 2 , а селитебная (жилье, учреждения обслуживания, улично-дорожная сеть, зеленые насаждения общего пользования) - 62,07 км 2 . 27% территории занято жилыми кварталами, 9,6% - парками с лесопарковой зоной. Имеется 11 открытых водоемов (прудов), протекают реки Яуза и Понимарка.

ЮВАО состоит из следующих муниципальных районов:

  1. Капотня,
  2. Марьино,
  3. Люблино,
  4. Печатники,
  5. Текстильщики,
  6. Кузьминки,
  7. Выхино-Жулебино,
  8. Рязанский,
  9. Нижегородский,
  10. Лефортово,
  11. Южнопортовый,
  12. Поселок Некрасовка.

В 1995 г. в округе в 2859 жилых домах проживало 852,4 тыс. человек (1993 - 843,1 тыс.), в том числе трудоспособного возраста - 53,2%, пенсионеры и инвалиды - 27,2%, дети дошкольного возраста - 12,1%, дошкольники - 7,5%. Население округа постоянно увеличивается в результате массового жилищного строительства. В 1995 г. 45% всего жилищного строительства г. Москвы приходилось на ЮВАО, что вызывает дополнительную экологическую нагрузку в результате работы строительных механизмов и машин, перевозки грунта, техники, строительных конструкций, доставки осадок для подготовки строительных площадок.

На территории округа зарегистрировано более 30 тыс. предприятий и организаций. Округ относится к категории промышленных и имеет 108 промышленных предприятий, среди них АЗЛК, ГПЗ-1, завод "Серп и молот 35 , нефтеперерабатывающий завод. В ЮВАО зарегистрировано 2341 автотранспортное предприятие, 211 автостоянок и гаражей, 148 тыс. автомобилей, в том числе более 130 тыс. находится во владении физических лиц.

На территории округа располагаются 2050 предприятий и организаций сферы обслуживания: 484 магазина, 3 рынка, 542 предприятия общественного питания, 362 предприятия бытового и коммунального обслуживания, 87 лечебно-профилактических учреждений, 149 школ, б высших и 8 средних учебных заведений и ПТУ, 1 театр, 13 кинотеатров, 19 домов культуры и клубов- библиотек.

Протяженность улично-дорожной сети ЮВАО 411 км, в том числе магистрали общегородского назначения и подчинения (31,4 км), включая МКАД.

По территории округа проходят следующие магистрали общегородского назначения и подчинения:

  • Рязанский проспект со средним уровнем интенсивности движения от 986 до 2072 авт./час (максимальная 2490 авт./час);
  • Волгоградский проспект со средней интенсивностью 3295 авт./час (максимальная интенсивность 4863 авт./час);
  • небольшой участок шоссе Энтузиастов со средней интен­сивностью 2682 авт./час (максимальная 3231 авт./час);
  • Лермонтовский проспект со средней интенсивностью 1750 авт./час (максимальная 2558 авт./час).

Западная граница округа проходит по проспекту Андропова с меняющейся интенсивностью движения транспортного потока на различных участках.

Улично-дорожная сеть ЮВАО включает магистрали "межмуниципального" назначения, проходящие по улицам Люблинская, Академика Скрябина, Лермонтовский проспект, Юных Ленинцев, Авиамоторная, Верхние поля, Войтовича, Нижегородская, Грайвороновский проезд, Паперника, Волжский бульвар, Грайво­роновская, Велозаводская и Шоссейная с интенсивностью дви­жения 542-1220 авт./час.

Более 70% улично-дорожной сети проходит по внутримуни-ципальным улицам и переулкам с максимальной интенсивностью движения автомобилей до 500 авт./час (средняя интенсивность движения от 40 до 250 авт./час).

По территории ЮВАО проходит участок МКАД протяженностью 10,8 км, со средней интенсивностью движения 3657 авт./час.

По территории ЮВАО проходит три линии метрополитена (Таганско-Краснопресненская, Калининская, Чкаловская) с 18 станциями; 81 маршрут наземного пассажирского транспорта, в том числе 60 автобусных, 12 троллейбусных и 9 трамвайных.

На начало 1996 г. в ЮВАО имелось 148 тыс. единиц подвиж­ного состава автомобильного транспорта, принадлежащего пред­приятиям всех видов собственности и индивидуальным владельцам, в том числе легковых - 92,8%, грузовых - 6,3%, автобусов -0,8%. В ок-ге насчитывается 2341 предприятие, которое занимается различными видами производственной деятельности в сфере автомобильных услуг, включая перевозки. Среди них имеются:

  • комплексные автотранспортные предприятия, выполняющие как перевозки, так техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • автоэксплуатационные предприятия, выполняющие только перевозочный процесс;
  • станции технического обслуживания автомобилей и авто­мастерские различной мощности и видов выполняемых услуг;
  • автозаправочные станции (стационарные и передвижные);
  • организованные и стихийные пункты мойки автомобилей;
  • гаражи и стоянки автомобилей;
  • автомагазины;
  • стихийные места скопления и стоянки автомобилей.

В округе зарегистрировано 1612 юридических лиц - владельцев автотранспортных средств, имеющих 14784 единицы подвижного состава (10% от всего парка), которые распределяются следующим образом:

  • легковые автомобили и автомобили на их базе — 4237 ед. (28,7%);
  • грузовые автомобили и автомобили на их базе - 9319 ед. (63,0%);
  • автобусы - 1228 ед. (8,3%).

Средний размер автомобильного парка у этих владельцев составляет 9 единиц.

По принадлежности парк этих автомобилей подразделяется следующим образом:

  • 3100 автомобилей относится к транспорту общего пользования (20,9%),
  • 970 автомобилей - к транспорту жилищно-коммунального хозяйства,
  • 1940 - к транспорту строительства,
  • 2650 - к транспорту промышленности,
  • 220 - к транс­порту связи,
  • 5904 автомобиля (39,9%) находится в введении других предприятий, организаций и учреждений, из которых 2850 автомобилей (19,3%) находится в собственности большого числа мелких предприятий, вид деятельности которых определить не представляется возможным.

3,8 тыс. грузовых автомобилей (41%) находится в собственности 9 крупных автотранспортных предприятий, имеющих собственную производственно-техническую базу, в каждой из которых сосредоточено более 350 единиц подвижного состава. Среди них:

  • АО 5-й автокомбинат (Южнопортовая ул., 7) - 626 автомобилей;
  • АТУАЗЛКАО "Москвич" (Волгоградский пр.,46) - 487 автомобилей;
  • 2-й Автобусный парк (5-я Кабельная ул.,1) - 486 автомобилей;
  • АО "АКОС-30" (5-я Кабельная ул.,2) - 474 автомобиля;
  • 15-й Автокомбинат (Остаповский пр-д., 4) - 475 автомобилей;
  • АО Автокомбинат № 3 (4-я Кабельная ул.,2) - 474 автомобиля;
  • АО МТУП "Марьино" (ул. Н. Поля, 31) - 432 автомобиля;
  • АО "Кожухово" (Южнопортовая ул. ,5) - 380 автомобилей;
  • АО СТЭП "Интертрансэкспедиция" (Иловайская ул.,38а) - 362 автомобиля.

Средний размер парка этих автопредприятий - 422 единицы. В связи с разукрупнением средних и крупных автотранспортных предприятий и созданием большого количества мелких автопредприятий.

Остальной транспорт находится во владении физических лиц и составляет более 132 тыс. транспортных средств (135 ед. на каждые 1000 жителей ЮВАО). При этом на территории округа 1252 грузовых автомобиля и автобуса находится в частном пользовании. Примерно 30% этих транспортных средств находится в нерабочем состоянии и захламляет территорию округа.

В округе работает 41 предприятие - юридическое лицо, выполняющее услуги автосервиса. Данные СТОА имеют различную производственную мощность: так более 10 рабочих постов имеет 6 автосервисных предприятий, от 5 до 10 рабочих постов - 17 предприятий, до 5 постов - 18 предприятий. Кроме этого, на территории многих крупных гаражно-строительных кооперативов работают около 120 автомастерских на одно-три автомобиле-место.

При обследовании территории округа выявлено 79 автозаправочных станций: 48 стационарные, из которых 36 размещены в автотранспортных предприятиях, и 31 передвижная; последние располагаются по улицам с насыщенным транспортным потоком.

Средств и постов для выполнения мойки автомобилей в округе выявлено около 150, которые распределены следующим образом:

  • коммерческие механизированные мойки при СТОА - 9 шт.;
  • коммерческие немеханизированные мойки при СТОА и ав­томастерских - 22 шт.;
  • механизированные мойки автотранспортных предприятий -37 шт.;
  • немеханизированные мойки автотранспортных предприятий - 48 шт.;
  • немеханизированные мойки на территории ГСК - 28 шт.

В период обследования территории округа не было обнаружено мойки автомобилей у открытых водоемов, вместе с тем ручная мойка индивидуальных автомобилей на стоянках у домов, во дворах и в местах организованного хранения автомобилей отмечалась неоднократно.

Легковой индивидуальный транспорт в количестве 42223 единицы (33%) хранится в гаражно-строительных кооперативах и на организованных стоянках (31407 ед. - в крытых гаражах и боксах и 10816 - на открытых площадках). Почти на 25% закрытых автомобилемест и более чем на 35% автомобилемест на организованных открытых стоянках не оформлены должным образом документы, особенно на одноместные металлические гаражи и "ракушки", а также огражденные у домов открытые стоянки и крытые боксы, в которых находится от 5 до 50 автомобилей.

Около 83 тыс. (67%) автомобилей хранится во дворах и у домов их владельцев. На территориях отдельных муниципальных округов индивидуальными владельцами автомобилей располагается большое количество отдельно стоящих металлических гаражей на 1-5 автомобилемест. Особенно они преобладают в "Лефортово", где металлических боксов и "ракушек" насчитывается более 120 единиц. При этом, как показывает практика, при таком отдельном хранении автомобилей не проводится сбор отходов, связанных с технической эксплуатацией автомобилей.

Более 85% автотранспортных предприятий и парка автомобилей сосредоточено в густонаселенных и промышленно развитых территориях ЮВАО, т.е. приближенно к центральной части города и к основным объектам улично-дорожной сети. При этом концентрация предприятии на одинаковых площадях округа различается в 20-30 раз, а численность подвижного состава до 8-10 раз.

В округе широко развита сеть автомагазинов и автомобильных рынков. Их общее количество составляет более 160 шт., при этом шесть магазинов и три рынка можно отнести к крупным и очень крупным. Остальные магазины небольшие, и почти половина из них приближена к местам расположения крупных универсальных и продовольственных магазинов и автомобильных рынков.

Улицы и площади, прилегающие к этим предприятиям, а также рынкам продовольственных и промышленных товаров, универсальным и др., являются местами временной стоянки автомобилей в дневное время.

Наибольшая концентрация автомобилей имеет место в муниципальном округах "Люблино", "Текстильщики", "Лефортово", "Печатники" и "Южнопортовый".

В результате обследования выявлены многочисленные случаи свалки в районе стоянок и гаражей, на обочинах дорог, во дворах, в лесопарковых зонах утильных шин, кузовов и кабин, крупных металлических деталей (крылья, двери, радиаторы), а на площадках бытового мусора - аккумуляторных батарей, заполненных электролитом, автомобильного стекла, емкостей с отработавшим маслом.

Таким образом, ситуация с автотранспортным комплексом ЮВАО аналогична городской. На территории округа имеется 2,3 тыс. различных предприятий инфраструктуры автомобильного транспорта и 148 тыс. автомобилей, большая часть которых (по оценкам, около 90%) находится во владении частных лиц или мелких предприятий и не имеет соответствующих условий для хранения, мойки и уборки, технического обслуживания и ремонта. По результатам обследования состава парка и состояния производственно-технической базы есть основания предполагать, что наиболее важными причинами и источниками загрязнения окружающей среды ЮВАО от производственно-эксплуатационной деятельности могут быть:

  • неудовлетворительная обеспеченность средствами технического контроля, технического обслуживания и ремонта узлов и агрегатов автомобилей (особенно у мелких предприятий и у ин­дивидуальных владельцев), влияющих на экологическую безопасность;
  • старение парка автомобилей;
  • выполнение операций технического обслуживания и ремонта автомобилей в неприспособленных условиях;
  • хранение большей части автомобилей на открытых необорудованных стоянках;
  • недостаточная обеспеченность парка, особенно индивидуального, средствами и оборудованием для мойки и очистки, проведение этих работ в неприспособленных условиях;
  • отсутствие оборудованных ливневых стоков на автотранспортных предприятиях и местах хранения автомобилей;
  • фактическое отсутствие системы сбора, утилизации и вторичного использования деталей, материалов, отходов, образующихся при эксплуатации автомобилей в местах хранения, обслуживания и ремонта.

Загрязнение окружающей среды ЮВАО от автомобильного транспорта происходит на фоне достаточно тяжелой общей экологической ситуации, усугубляя ее.

По данным государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды г. Москвы в 1992 г.", удельный вклад ЮВАО в загрязнение атмосферы города составлял 22,3% и был самым высоким из всех административных округов.

Первое место среди других округов г. Москвы ЮВАО занимает по объемам образующегося производственного мусора, промышленным отходам 3-го класса (гальваношламы, красители), промышленным отходам 1 -го класса (электролиты, растворители).

Территория округа имеет значительное загрязнение почв и снегового покрова химическими элементами ( Fe , Zn , Сг, Си, Sn ), определяемое как среднее и большое. По числу участков радиоактивного загрязнения ЮВАО занимает второе место, а по концентрации радиоактивных аэрозолей в воздухе и радиоактивности листьев деревьев - первое. По складированию слабокислых материалов и грунтов - второе место среди округов.

ЮВАО характеризуется от среднего до сплошного загрязнения подземных вод с общей минерализацией воды до 2-5 г/л.

ЮВАО входит в зону с наибольшим поражением листьев древесной растительности (хлорез, некроз).

Аналитический доклад Москомприроды ("Рост автомобильного парка города, ожидаемые последствия. Оценка проблемы и пути решения") определяет валовые выбросы автомобильного транспорта в атмосферу на территории ЮВАО за 1994 г. по СО 117 тыс. т, NOz - 10,1 тыс. т и СН - 22 тыс. т. или 8,6% валовых выбросов от автомобильного транспорта по г. Москве. В том же докладе, по данным ИГКЭ РАН, зоны повышенного загрязнения оксидом углерода (5 ПДКмр) находятся в северо-западном углу ЮВАО (проспект Андропова), в районе Велозаводской улицы (2,4-2,7 ПДКмр), а также на территориях округа, примыкающих к пересечениям магистральных проспектов с МКАД (1-2 ПДКмр). Что касается оксидов азота, то практически вся территория имеет концентрацию 2-5 ПДКмр, зоны, примыкающие к кольцевой дороге, а также Волгоградскому проспекту, - 5-10 ПДКмр, а в северо-восточном углу округа - более 20 ПДКмр.

Рельеф территории ЮВАО представляет плоскую, местами заболоченную, равнину с отметками до 20-40 м над урезом г. Москвы. При освоении территории осуществляется подсыпка, часто предварительной выемкой, загрязненного грунта. В результате на большой части, территории толщина техногенных грунтов достигает 6 м.

На территории округа расположены две общемосковские зоны неблагополучного состояния атмосферы - 13-я (Люблинский литейно-механический завод и Московский нефтеперерабатывающий завод) - валовые выбросы ВВ в атмосферу свыше 60 тыс. тонн в год и 24-я (Люблинский литейно-механический завод и Люблинская станция аэрации).

На территории округа расположены два общемосковских стационарных пункта наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Московского городского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Госгидрометеоцентра (Мос-ЦГМС): пункт № 21 (4-й Вешняковский пер., дом 8), пункт № 23 (ул. Шоссейная, дом 29). Пункты отбирают четыре раза в сутки пробы следующих компонентов загрязнений в атмосферном воздухе.

В результате серьезной экологической ситуации условия жизни, по данным рейтинговой оценки географического факультета МГУ, находятся только на пятом месте из 9 (табл. 3).

Это отражается на заболеваемости населения.

Таким образом, занимая среди других административных округов города 7 место по населению, 4 место по площади, 8 место по количеству зарегистрированных автомобилей, ЮВАО дает до 22,3% всех загрязнений атмосферы города и около 9% валовых выбросов от автомобильного транспорта, движущегося по территории округа. Именно эти обстоятельства, а также совершенно недостаточный экологический мониторинг на территории округа (всего 2 постоянных пункта), отсутствие данных по загрязнению окружающей среды от конкретных объектов автотранспортного комплекса (движущиеся автомобили, АТП, АЗС, СТО, гаражи, стоянки и др.) делают необходимым,

  • во-первых, проведение оценки объектов и содержания загрязнений окружающей среды от автомобильного транспорта;
  • во-вторых, разработку предложений в виде транспортно-экологической программы по мерам сокращения загрязнения окружающей среды ЮВАО от автомобильного транспорта.

Учитывая указанные обстоятельства, администрацией ЮВАО в 1995 г. было принято решение на разработку транспортной экономической программы Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

При разработке программы учитывались основные принципы:

  • программа должна соответствовать общемосковской город­ской программе, развивать ее в конкретных условиях и территориях;
  • программа должна быть построена на анализе и оценке объективной экологической ситуации, сложившейся в ЮВАО и его муниципальных районах;
  • программа должна опираться и задействовать реальные источники реализации (нормативно-правовые, административные, экономические, финансовые и т.д.).

Для подготовки проекта программы наряду с сотрудниками Префектуры были привлечены работники кафедры "Эксплуатация автомобильного транспорта" Московского автомобильно-дорожного института под руководством д.т.н., профессора Кузнецова Е.С.

Обобщение передового зарубежного и отечественного опыта в области экологии транспорта и, в частности, автомобильного транспорта позволило сформировать методический подход по решению указанной проблемы.

В основе его лежит необходимость определения пробеговых выбросов вредных веществ от движущихся автомобилей и инфраструктуры автомобильного транспорта в эксплуатации, структурный анализ этих выбросов в различных временных разрезах (год, месяц, день, час) применительно к территории ЮВАО в целом, его муниципальным районам, магистралям и улицам, отдельным участкам улично-дорожной сети, группам и моделям автомобилей и автобусов, а также разработка с учетом этого конкретных мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ (ВВ), сокращению вредного влияния автомобильного транспорта на ок­ружающую среду, население и персонал инфраструктуры автомобильного транспорта.

Валовые выбросы ВВ в эксплуатации определялись в массовом, приведенном и стоимостном выражениях. При этом подсчитывались удельные пробеговые выбросы ВВ в эксплуатации от движущихся автомобилей и инфраструктуры и годовые, месячные и суточные пробеги автомобилей, которые характеризуют интенсивность использования подвижного состава, а также мощность производственной базы и инфраструктуры.

Удельные валовые выбросы ВВ от движущихся автомобилей и автобусов определялись расчетным путем с учетом валовых вы­бросов ВВ в стандартных условиях * , полученных по методике МАДИ с учетом правил ЕЭН ООН № 15, 24, 49, 83, а также ГОСТ 305-82 "Содержание серы в дизельном топливе", ГОСТ 2084-77 "Содержание свинца и серы в бензине", ГОСТ 20306-90 "Городские ездовые циклы для автомобилей и автобусов".

Поскольку стандартные условия и условия эксплуатации различаются, была введена система поправочных коэффициентов, отражающих особенности условий эксплуатации, природно-климатических условий, режимы движения и загрузку подвижного состава, его техническое состояние и возраст.

Коэффициенты корректирования определялись по методикам, разработанным в МАДИ, ИКТП, НИИАТе, и поправкам к закону США о чистом воздухе. Среднемесячные температуры воздуха на территории ЮВАО г. Москвы принимались по данным Гидрометеоцентра РФ за 1995 г.

Улично-дорожная сеть (УДС) ЮВАО и его муниципальных районов разбивалась на три категории дорог:

  1. Магистрали общегородского назначения и подчинения.
  2. Магистрали и улицы межмуниципального назначения и подчинения.
  3. Внутримуниципальная улично-дорожная сеть. В процессе наблюдений на УДС фиксировался помодельный состав транспортного потока с выделением транзитных автомобилей и автомобилей иностранного производства.

* Примечание: стандартные условия: температура (20-25)°С; влажность (50-60)%, подвижной состав - технически исправный с пробегом с начала эксплуата­ции не более 20 тыс. км, т.е. новый, полностью загруженный, движущийся по асфальто-бетонному ровному покрытию в ясную сухую погоду со скоростью 18,7 км/ч.

Для каждой категории УДС проводилось не менее 20 наблюдений продолжительностью от 2 до 12 часов.

Период непосредственных наблюдений охватывал интервал от 1 до 24 час.

Интенсивность и состав движения на конкретном участке УДС уточнялись по результатам выборочных минутных наблюдений по сечениям следующих УДС:

  • пересечение Волгоградского проспекта с МКАД, ул. Ташкентская, ул. Волжский бульвар, ул. Люблинская (до и после);
  • пересечение Рязанского проспекта с МКАД, ул. Ташкентская, ул. Академика Скрябина, ул. Вострухи-на, ул. Паперника;
  • пересечение ул. Нижегородская с ул. Новохохловская и ул. Войтовича;
  • пересечение шоссе Энтузиастов с ул. Авиамоторная (в районе м. Авиамоторная), ул. Велозаводская (в районе Велозаводского рынка);
  • пересечение ул. Люблинская с ул. Верхние поля, ул. Юных Ленинцев;
  • пересечение ул. Грайвороновская и Саратовская; Лермонтовский проспект (в районе дома № 6);
  • пересечение Лермонтовского проспекта с ул. Привольная;
  • пересечение ул. Привольная с ул. Саранская;
  • пересечение Жулебинского бульвара, Хвалынского бульвара;
  • 1-й Люберецкий переулок с ул. Саранская и Генерала Кузнецова;
  • пересечение ул. 1-я Вольская и 2-я Вольская;
  • пересечение ул. Академика Скрябина с ул. Ферганская и ул. 1-я Новокузьминская;
  • пересечение ул. Таш­кентская и Ферганская;
  • пересечение ул. Симоновский вал и ул. Мельникова;
  • пересечение ул. Шоссейная с ул. Полбина.

Содержание в отработавших газах СО, СН и сажи определено экспериментально у 291 автомобиля, в том числе:

  • 173 (59%) легковых;
  • 104 (36%) грузовых, включая 50 бензиновых и 54 дизельных;
  • 15 (5%) дизельных автобусов.

Анализ содержания компонентов отработавших газов проводится в соответствии со стандартами ГОСТ 17.2.2.03-87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями" и ГОСТ 21393-75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений". При этом использовались следующие переносные приборы: СМОГ-1, ГИАМ-27-01 и УРЕКС-311.

Контроль легковых и частично грузовых автомобилей проводился непосредственно на линии на посту-пикете ГАИ на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД. Контроль автобусов проводился во 2-м автобусном парке, а частичный контроль грузовых автомобилей в автобазе № 3 ГАО "Метрострой", автопарке АОЗТ ПСК (производственно-строительная компания) "Алвик ЛПФ".

Техническое состояние контролируемых автомобилей осуществлялось экспертно с помощью специально разработанной балльной системы по шкале:

  • О - технически исправный ,
  • 1 - наличие одной технической неисправности, влияющей на экологическую безопасность .
  • 2 - наличие двух технических неисправностей ,
  • 3 - наличие трех технических неисправностей.

Результаты обследования показали, что в 1995 г. в ЮВАО от движущихся автомобилей выбросы ВВ составили 215172 т, в том числе СО - 158843 т, NOx - 18178 т, СН - 37360 т, сажа - 475 т, 80з - 254 т и свинца - 62 т.

В удельном выражении на одного жителя округа выбросы ВВ составили: в целом по округу 252,4 кг, в том числе СО - 186,4 кг, N ox 21,3 кг, СН - 43,8 кг, сажа - 0,56 кг, SO 2 - 0,3 кг и свинец - 0,07 кг.

Наибольший вклад в загрязнение окружающей среды ЮВАО автомобильный транспорт, движущийся по улично-дорожной сети муниципального района (МР) "Выхино" - 16,7 процента, далее идут "Капотня" - 10,3 процента, "Люблино" - 9,9 процента, "Нижегородский" - 9,6 процента, "Кузьминки" - 8,7 процента, "Лефортово" - 8,3 процента, "Южнопортовый" - 7,9 процента, "Рязанский" - 7,8 процента, "Печатники" - 7,3 процента, "Текстильщики" - 7,0 процента, "Жулебино" - 4,1 процента, "Марьино" - 2,2 процента и "Поселок Некрасовка" - 0,2 процента.

По удельным выбросам (на одного жителя в год) в пятерку наиболее загрязненных муниципальных районов входят "Капотня" - 900 кг, "Нижегородский" - 650 кг, "Выхино" - 354 кг, "Жулебино" - 333 кг и "Южнопортовый" - 312 кг.

По удельным выбросам (на один гектар общей площади территории) в пятерку наиболее загрязненных муниципальных районов входят: "Южнопортовый" - 54,8 т, "Выхино" - 49,5 т, "Капотня" - 45,0 т, "Нижегородский" - 28,8 т и "Текстильщики" -25,9 т (рис. 2). Это объясняется тем, что по территории указанных муниципальных районов проходят - МКАД, пр-т Андропова, Волгоградский пр-т. Рязанский пр-т, ул. Нижегородская, Велозаводская, Люблинская и Симоновский вал.

Среди вредных веществ (без учета двуокиси углерода) наибольший удельный вес приходится на окись углерода - 74,3 процента, окислы азота — 8,5 процента, углеводороды — 17,1 процента и сажу 0,2 процента ).

После того как были выявлены наиболее загрязненные муниципальные районы, определялись наиболее загрязненные улицы в этих районах (табл. 4). Так, например, в МР "Капотня" наибольшее загрязнение дает участок МКАД, прилегающий к территории МР (75,5% от общих загрязнений по муниципальному району). При этом основную массу загрязнении дают легковые автомобили (63,2%), далее идут грузовые бензиновые (21%), маршрутные автобусы (5,8%), грузовые дизельные (4,5%), автопоезда (2,2%) и прочие автобусы и микроавтобус (3,3%).

Детальный анализ распределения загрязнений от движущегося подвижного состава показал, что среди легковых автомобилей наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносят легковые автомобили малого класса (91,3 процента выбросов), характерные представители - ВАЗ-2106 и ВАЗ-2105 и их модификации. Среди грузовых автомобилей наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносят автомобили средней грузоподъемности (49,7 процента выбросов), характерные представители - ГАЗ-53-19, ГАЗ-33075, Зил-431810, Зил-431610 и их модификации.

Среди автобусов в загрязнении окружающей среды ЮВАО доминируют автобусы большого класса (ЛИАЗ-677 и ЛИАЗ-5256) - 57,5 процента выбросов.

Анализ данных по выбросам по времени суток показывает, что на основных магистралях и улицах напряженными являются часы с 7-00 до 9-00 - 14,2 процента суточных выбросов и с 16-00 до 18-00 - 13,8 процента суточных выбросов.

На основных улицах и магистралях наиболее напряженными в экологическом отношении являются май-июнь и сентябрь-октябрь месяцы, дающие соответственно по 22 процента годовых выбросов вредных веществ.

Используя указанный принцип исследования, была разработана транспортно-экологическая программа.

Таким образом, основные направления данной работы и сама концепция программы стабилизации и последовательного улучшения экологической безопасности автотранспортного комплекса основываются:

  • во-первых, на объективной, достоверной и оперативной информации о размерах, составе, источниках и адресное и неравномерности загрязнения окружающей среды от автомобильно­го транспорта;
  • во-вторых, на рассмотрении автомобильного транспорта как составляющей транспортного комплекса города и округа, ко­торый должен функционировать и развиваться как единое целое;
  • в-третьих, на активном использовании не только производственных (автомобилей, топлива, масла, материалов), но и эксплуатационных факторов;
  • в-четвертых, на использовании в первую очередь управляемых на уровне города и округа факторов;
  • в-пятых, на выборе в условиях дефицита ресурсов, включая время, приоритетных мероприятий, не только дающих значительный эффект, но и готовых к практическому применению;
  • в-шестых, программа должна иметь вертикальные структуры и систему (аппарат) управления, имея в виду координацию, увязку и распределение мероприятий, источников финансирования и ответственности между федеральными, городскими, окружными и районными уровнями;
  • в-седьмых, программа (особенно на федеральном и городском уровнях) должна готовить принципиально новые к реализации перспективные мероприятия, требующие дополнительной научной проработки, экспериментальных исследований, опытного внедрения;
  • в-восьмых, программа должна опираться на квалифицированный и заинтересованный в ее реализации персонал и формирование экологически ориентированного общественного мнения.

Заключение

  1. Разработана и апробирована методика оценки воздействия автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды региона большого города.
  2. Получены адресные материалы об источниках, размерах, причинах и неравномерности загрязнений окружающей среды региона большого города автомобильным транспортом.
  3. Выявлены основные причины загрязнения окружающей среды региона большого города от движущихся автомобилей и инфраструктуры автомобильного транспорта.
  4. Детальный анализ причин, источников, размеров и неравномерности загрязнений окружающей среды региона большого города позволил разработать региональную транспортную экологическую программу, включающую первоочередные и долгосрочные мероприятия по оздоровлению экологической обстановки ЮВАО.
  5. Реализация первоочередных мероприятий требует введения экомониторинга территории, уточнения и отслеживания результатов воздействия и координации действий со стороны органов власти путем создания в первую очередь специального подразделения в префектуре.

Файлы: