Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Современные информационные технологии в системе территориального управления и местного самоуправления.

В.Б. ЗОТОВ,

префект Юго-Восточного

административного округа Москвы,

доктор экономических наук,
профессор


 

 

Современное состояние информационных технологий в ведущих странах мира характеризуется следующими тенденциями.

  • наличием большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;
  • созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информационным ресурсам;
  • расширением функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой,
  • созданием локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей и др.

Естественно, Россия не может оставаться в стороне от этих процессов, так как речь идет о построении нового постиндустриального информационного общества.

Быстрое развитие глобальных информационных сетей меняет образ жизни миллионов людей, позволяя с помощью персонального компьютера получать информацию и связываться друг с другом. Возникли такие новые понятия, как «информационное сообщество» и «киберпространство». Киберпространство рассматривают как новую форму общественных отношений и одновременно как продукт новейших технологий. Новые информационные технологии уже непосредственно формируют нашу экономику. Стимулирование внедрения информационных технологий является предметом федеральной целевой программы «Электронная Россия». Внедрение и распространение информационных технологий позволяют решить такие важные задачи, как:

  1. повышение конкурентоспособности экономики;
  2. создание эффективного государства;
  3. формирование технологической базы для развития гражданского общества;
  4. обеспечение нового качества человеческого капитала.

Эта программа — реальная возможность для России сделать серьезный шаг в постиндустриальную экономику.

Структура программы отражает приоритеты государственной политики в сфере информационных технологии

Особое место занимают современные информационные технологии и в решении задач эффективной организации систем территориального управления и местного самоуправления.

В Москве в последние годы появилась уникальная возможность развития информационных технологий с использованием коммуникаций оптической волоконной сети. Дело в том, что несколько лет назад Правительство Москвы поддержало создание программы развития такой сети и приняло активное участие в ее реализации, используя городские ресурсы в качестве каналов для прохождения, в частности, тоннели метрополитена и уже существующие проходные каналы московской городской телефонной сети.

Этому помогло и то обстоятельство, что крупнейший производитель кабеля для оптико-волоконной сети — завод «Москабельмет» — расположен в Москве. Появился организатор и реализатор программы развития — «Комкор». Поэтому Москва в настоящее время имеет самую широкую коммуникационную сеть с оптическим волокном, более широкую, чем некоторые столичные города стран Европы. Сегодня это супермощная стартовая база для развития информационных технологий в Москве, и городские власти активно работают в этом направлении.

Internet -портал — новая форма взаимодействия органов государственного управления с обществом. Система «Электронный округ»

Несмотря на появление большого количества информационно-поисковых сайтов, в сети Интернет по-прежнему не удовлетворен спрос на справочную и новостную информацию о работе местных служб и организаций. Поэтому в Юго-Восточном административном округе Москвы начата разработка и внедрение системы «Электронный округ».

Электронный округ схематически можно представить в виде трех блоков. Первый блок — соподчиненные или взаимосвязанные структуры округа, районов, отраслевых и функциональных структур. Второй блок — организации, предприятия и структуры, которые пожелали установить постоянные информационные контакты. И третий блок —открытые для свободного доступа системы через сайты и порталы различных структур округа. Здесь используются: технопарки, Интернет-клубы, Интернет-кафе, персональные компьютеры, находящиеся в личном пользовании или на рабочих местах в организациях.

Созданный в ЮВАО информационно-справочный web -портал «Электронный округ» обеспечивает быстрый и удобный доступ к информации о работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также о деятельности учреждений и организаций ЮВАО, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием населения, социальной защитой и пенсионным обеспечением, медицинским и транспортным обслуживанием, работой школ и дошкольных учреждений, предприятий связи, торговли и бытового обслуживания населения и др.

Мы рассчитываем, что система «Электронный округ» в перспективе станет для администрации округа универсальным инструментом решения любых задач, нацеленных на взаимодействие с внешней средой. Это достаточно широкий круг задач начиная с информирования граждан, проживающих на данной территории, о результатах, перспективах и планах работы, возможностях получения помощи в решении их насущных повседневных задач и заканчивая вопросами представления округа в качестве органической части московского экономического и хозяйственного комплекса.

Использование Интернет-технологий в управлении округом предоставляет многочисленные возможности, среди которых первоочередной является повышение качества отношений с жителями и организациями. Это — сокращение времени на получение требуемой информации; обеспечение круглосуточного доступа; наличие выбора наиболее оптимального способа общения с муниципальными службами; унификация формуляров документов различных служб с заполнением их в автоматическом режиме и рассылкой через Интернет в необходимые службы; возможность из любого места (дома, офиса) получить необходимую информацию, например, о том, какая служба компетентна в решении необходимого вопроса, как она работает, какие документы необходимо иметь при себе, в каком статусе находится заявка (при электронном самообслуживании), почему происходят задержки, какие документы потребовались дополнительно, кто отвечает за решение вопроса и т.д. Важными являются и такие вопросы, как создание «цифровой» демократии, когда на сайте создается доска объявлений, проводятся чат-форумы, мини-референдумы и электронное голосование, обсуждаются острые вопросы (градостроительство, стратегические планы и проекты).

Информационные технологии в органах местного самоуправления

Если говорить об общей характеристике информационно-технической базы органов местного самоуправления, то почти во всех органах местного самоуправления большое внимание уделяется укреплению аппаратной платформы. На ее формирование уходит 60—80% всех затрат, выделяемых на информатизацию. Активно используются локальные вычислительные сети.

Однако внедрение средств компьютеризации в большинстве органов местного самоуправления идет бессистемно. Современные технологии построения корпоративных информационных систем почти не используются. Спектр задач, решаемых с помощью компьютеров, мало соответствует современному уровню развития и возможности реализации полномочий органов местного самоуправления, определенных Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По оценке характера внедрения информационных систем в органах местного самоуправления видно, что типовые технологии в территориальном управлении и системах местного самоуправления пока не сформированы.

Очевидно, что эффективность местного самоуправления напрямую зависит от уровня взаимосвязи, скоординированности всех элементов системы в сложной социально-политической и экономической обстановке, повышения информационной прозрачности их деятельности. Поэтому в современных условиях столь высока роль интегрированных информационных технологий, призванных объединить разнородные информационные потоки, интенсифицировать работу органов местной власти.

В каждом органе местного самоуправления все это должна интегрировать единая муниципальная информационная система. Она призвана стать инструментальной поддержкой реформы местного самоуправления, облегчить переход к новой системе власти, обеспечить эффективное функционирование всех сфер жизни муниципального образования.

Эти аспекты нашли отражение в Концепции создания районных социально-ориентированных информационных ресурсов (проект «Инфоград»), разработанной для Москвы. Главная задача проекта «Инфоград» состоит в том, чтобы использовать преимущества зарождающегося в городе информационного сообщества на благо всех социальных групп.

Общероссийская система информационного обмена муниципальных структур

Другим примером успешного использования Интернет-технологий является информационно-аналитическая система — портал Российской муниципальной академии. Главной задачей системы является достижение информационной открытости муниципальных структур, облегчение гражданам доступа к документам и материалам, предоставление им полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Формируется единое информационное пространство на всей территории Российской Федерации. Происходит накопление, хранение и актуализация информации по местному самоуправлению, создание уникальной по содержанию и объему информационной базы.

Портал Российской муниципальной академии включает систему Интернет-ресурсов:

  • историю, концепцию развития и законодательство муниципальных образований;
  • информацию по регионам России (ссылки на web -страницы);
  • организационные документы академии (Устав, информацию о структуре, аппарате управления);
  • обратную связь (форумы, контакты).

Особенность технического решения портала Российской муниципальной академии заключается в его модульной структуре — использовании простейших программ-редакторов для их настройки и информационного наполнения. Информационное наполнение моделей портала осуществляется непосредственно на местах — в территориальных единицах Российской Федерации (край, область, город, район и т.д.).

Содержание информационного портала Муниципальной академии представляет сегодня интерес не только для руководителей и работников муниципальных структур, но и для всего населения муниципальных образований.

Роль общественных библиотек в решении проблемы свободного доступа к информационным сетям

Библиотеки исторически служили национальными гарантами равного доступа к знаниям, обеспечивая население книгами и другими ресурсами независимо от платежеспособности граждан. Их роль становится еще более важной в новой эре электронной информации.

В последние годы повсеместно увеличивается число библиотек, предлагающих доступ к компьютеризированным ресурсам библиотеки, Интернету и базам данных всего мира.

Обеспечение всеобщего доступа граждан и организаций к информационно-библиотечным ресурсам, полноценное взаимодействие нашей страны с мировым информационным потоком возможны лишь при создании единой компьютерной сети библиотек. Библиотеки в РФ — это одна из немногих сохранившихся и работающих инфраструктур, пронизывающих все общество и имеющихся практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте.

В настоящее время библиотечное сообщество уже значительно продвинулось в решении задач государственной информационной политики. Существенно улучшилась оснащенность региональных библиотек компьютерной техникой. Почти во всех центральных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети.

Более половины региональных библиотек подключены к сети Интернет, во многих открыты электронные читальные залы и классы коллективного пользования Интернетом.

Таким образом, российские федеральные и региональные библиотеки с 90-х годов прошли первый этап информатизации, на котором внедрялись автоматизированные библиотечные и телекоммуникационные технологии. Теперь перед ними стоят задачи практической реализации передовых зарубежных идей, последовательного перехода к корпоративным методам работы в глобальных информационных сетях.

Необходимо использовать потенциал библиотечной системы в качестве средства информирования населения о деятельности местных органов власти.

Информационные технологии в реформировании 
жилищно-коммунального хозяйства

Без современных информационных технологий невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства в одном из крупнейших городов РФ — в Москве. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т.д.), организацию расчетов с москвичами и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло- и энергоресурсов, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Сегодня нужно уделить особое внимание именно тем информационным системам, которые используются при расчете платежей. Высокую эффективность обеспечивают расчеты с населением на базе единого информационно-расчетного центра.

Жители Москвы, оплачивая коммунальные и другие услуги в условиях их дифференциации и разнообразия льгот, вынуждены затрачивать много усилий и времени для сбора различного рода справок, получения уточняющей информации, им приходится вступать в контакты со множеством различных организаций.

Идея создания Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) заключается в том, чтобы используя современные информационные технологии, максимально улучшить работу с населением путем объединения всех видов расчетов в один расчетный листок по принципу обращения «в одно окно».

Такой листок высылается плательщику на дом по почте. Плательщик же заполняет лишь те графы, где учет расхода ресурсов осуществляется по установленным в его квартире приборам учета. Такая система является элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства и в определенной мере помогает развитию реформы.

Информационно-расчетные центры, используя современные информационно-коммуникационные возможности, сами собирают информацию для расчетов от различных поставщиков услуг и ресурсов, а также от организаций для расчетов льгот и субсидий. В данной ситуации получателю услуг — жителю, желающему получить льготу или субсидию, необходимо лишь подать соответствующее заявление.

ЕИРЦ — это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и объединить в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей при общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, позволит искоренить бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик жителям просто будут опускать единый документ — «счет-квитанцию».

По поводу формирования расчетных центров высказываются разные мнения. На наш взгляд, такие центры должны базироваться на районном уровне с возможностью объединения в системе округа.

В Юго-Восточном округе есть территории, где уже внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, в частности, в районах Печатники, Марьино, Лефортово и др. Вместе с тем техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяют нам внедрять подобные технологии с использованием волоконно-оптической сети.

В связи с этим надо максимально использовать имеющийся потенциал, который в ДЕЗах и районных центрах жилищных субсидий сегодня есть. В дирекции пришли работать профессионалы, владеющие компьютерными технологиями, и не учитывать этого нельзя.

Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также должен быть использован. Речь идет о возможности модернизации уже внедренных систем, и в первую очередь на базе Городского центра жилищных субсидий, где создана трехуровневая (город — округ — район) информационная система.

Разработанная и внедренная центром технология единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства города позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям — поставщикам услуг, регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность совместить все

платежи населения за жилищно-коммунальные услуги в единый платеж с разбивкой по их видам, позволяет производить начисления, перерасчеты и деление платежей в автоматическом режиме.

Однако технология единого информационного пространства ЖКХ города, созданная в Городском центре жилищных субсидий, — не единственный путь.

Перед нами поставлена сложная задача: совместить информационную систему расчетов и технологии взаимодействия жилищно-коммунальных служб с потребителями, т.е. с жителями и поставщиками ресурсов.

В доме должен появиться хозяин — в этом, на наш взгляд, основная цель проводимых мероприятий. Жители должны стать полноправными владельцами своей собственности, научиться разумно и эффективно управлять жильем. Поэтому магистральное направление реформы — создание товариществ собственников жилья, кондоминиумов, кооперативов, т.е. юридических лиц, которые вправе привлекать профессионалов-управленцев для обеспечения нормальной жизнедеятельности технических и инженерных средств здания.

Москвичи получат реальную возможность выбирать такую структуру, с помощью которой, на их взгляд, управление их домом будет осуществляться наиболее квалифицированно. Жители будут платить разумную сумму за обеспечение нормального сервиса в доме, и при этом они смогут быть уверены, что на их деньгах никто не наживается.

Именно на это необходимо ориентировать современные системы управления и информационные технологии, в которые органично могут быть вписаны и районные расчетные центры.

В заключение хотелось бы отметить, что никакие суперсовременные информационные технологии не заменят организатора и управленца в системах территориального государственного управления и местного самоуправления. Вместе с тем именно информационные коммуникации позволяют решать такие важные задачи, как:

  1. развитие демократии в нашей стране, поскольку с появлением Интернета мы становимся открытыми всему миру и обеспечиваем доступ к информации о структурах и системах местной власти, документам и принимаемым решениям;
  2. повышение эффективности управления, т.е. эффективности экономики и организации, эффективности взаимодействия в системах самоуправления;
  3. создание условий и возможности для населения свободного диалога с властью. Власть становится более доступной для критики, внесения предложений, решения конкретных проблем;
  4. в психологическом плане — повышение комфортности взаимоотношений власти и населения, что сказывается на формировании и поддержании стабильного социального климата на территории.

Поэтому вывод может быть только один — нам нужно двигаться к информационному обществу, внедрять и максимально использовать современные информационные технологии.

Файлы: