Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Повышение эффективности работы управленческого персонала на основе использования современных информационных технологий.
Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор ее эффективного развития

Зотов В. Б.

член Правительства Москвы, префект Юго-Восточного административного округа Москвы, д-р экон. наук, проф.

За последние годы в России сложились реальные предпосылки для поступательного развития экономики в нашей стране. Дальнейшая реализация экономических реформ, освоение новых управленческих технологий в огромной степени зависят от уровня профессионализма и квалификации кадров.

В условиях развития рыночных отношений, полицентрической системы хозяйствования, нового содержания социально-экономической системы управления в регионах, вопрос подготовки кадров в области государственного и муниципального управления приобретает все большее значение. Поэтому был взят курс на проведение целенаправленной работы по коренному обновлению и совершенствованию этой системы. Сделаны важные шаги по формированию нормативно-правовой базы государственной и муниципальной службы и кадров.

В настоящее время подготовка специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» в России осуществляется в 194 вузах России, которые ежегодно выпускают около 30 тыс. молодых специалистов. Однако проблемы кадров эти выпускники еще не решают.

Как известно, в прошлом году утвержден новый государственный образовательный стандарт РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». Анализ соответствия существующей учебно-методической литературы новому стандарту показал, что нужна доработка учебных программ, нужны учебные пособия и учебники, в большей степени, отвечающие практическим задачам. Кроме того, учебники по муниципальному управлению, как правило, адаптированы к конкретному вузу, и не всегда отвечают в полной мере требованиям государственного образовательного стандарта.

Профессия государственного или муниципального служащего имеет свои особенности. Ориентация результатов деятельности на жителя; многогранность деятельности; принятие большого числа разнообразных управленческих решений за короткое время, — все это требует определенных личностных и деловых качеств.

Поэтому большую роль играет профессиональный отбор и ориентация, а также выявление талантливой молодежи, ориентированной на работу в государственных органах. Этому в немалой степени способствует организованный в Юго-Восточном административном округе конкурс школьных проектов «Если бы я был главой Управы», который проводится третий год. Другим интересным мероприятием подобного плана является всероссийский конкурс «Юные губернаторы», проводившийся в рамках московского форума «Одаренные дети» в начале этого года. Организатор конкурса — Институт гуманитарного образования.

Обучение специалиста начинается в вузе и непрерывно продолжается уже на рабочем месте в соответствии с его должностной инструкцией, в которой учитывается специфика деятельности, и определяются требования к специалисту по выполнению поставленных задач.

В основу учебных программ послевузовского образования должны быть положены принципы:

  • организации учебного процесса в виде повышения квалификации и консультирования управленцев-практиков;
  • направленности на муниципальный уровень управления;
  • организации проблемно-ориентированного содержания обучения.

В состав наиболее прогрессивных методов, отвечающих современным требованиям к обучению, входит модульный подход. Он стал широко применяться в последние годы в ряде стран Европы и Америки для повышения профессиональной подготовки менеджеров и преподавательского состава. Опыт его успешной разработки и применения есть и в Московском городском институте управления Правительства Москвы. В частности, совместно с Национальным фондом подготовки управленческих кад­ров Московским институтом управления был успешно реализован проект «Развитие финансовой системы в Москве», в котором принимали участие, наряду с практическими работниками Департамента финансов Москвы, специалисты префектур и других структур Правительства Москвы.

При модульном подходе внимание акцентируется на активном участии практиков в процессе обучения путем их вовлечения в решение реальных проблем своих организаций. Для этого сам процесс обучения делится на сессии (они носят название модулей), во время проведения которых управленцы получают необходимую им информацию, полезную для решения проблем. Количество таких модулей может быть различным, и это зависит от целей программы обучения, ее сложности и содержания. Продолжительность обучения по каждому модулю определяется заранее, и как правило, не превышает одной недели. В течение сессии обучающиеся слушают лекции, участвуют в семинарах и деловых играх, выполняют конкретные задания преподавателя.

После завершения учебы по очередному модулю специалисты продолжают работу на своих рабочих местах и применяют полученные знания и методы, решая конкретные проблемы. Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемому, но и организациям, посылающим специалистов на учебу. Опыт показывает, что в результате модульного обучения у управленцев вырабатывается устойчивая стратегическая направленность действий, основанная на умении выделять долгосрочные цели развития, производить качественные структурные сдвиги, обосновывать реальные пути достижения поставленных целей с учетом трезвой оценки возможностей, ресурсов, оптимальных сроков достижения, и обеспечивать рост эффективности развития территорий как целостных социально-экономических образований.

Существенная роль в развитии научно-методического и информационного обеспечения профессионального образования в области государственного и муниципального управления принадлежит учебно-методическому объединению (УМО) по специальности «ГиМУ». Головным вузом является Государственный университет управления. В университете эту работу координирует кафедра государственного и муниципального управления, которая в 2002 г. отметила свой 70-летний юбилей.

Учебно-методическое объединение предоставляет хорошие возможности для установления партнерства, обмена опытом, применения современных технологий в подготовке будущих специалистов, совершенствования своей деятельности и усиления собственного потенциала участников на основе развития прямых межвузовских связей и привлечения внешних ресурсов. УМО также предоставляет информацию о существующих в различных вузах образовательных услугах в сфере государственного и муниципального управления.

Большое значение в обобщении и научном осмыслении проблем государственного и муниципального, повышении престижа профессии чиновника имеет взаимодействие с общественными организациями, союзами и ассоциациями муниципальных образований РФ: Российской Муниципальной Академией, Союзом российских городов, Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, Ассоциацией городов юга России и др.

В частности, Муниципальная Академия осуществляет работу в направлении повышения престижности профессии муниципального служащего. В этом году впервые в России проведен Всероссийский конкурс «Лучший муниципальный служащий». Значительный вклад в развитие муниципальной науки вносит Обнинский институт муниципального управления, на базе которого издаются журналы «Городское управление», «Муниципальное право», «Муниципальная служба», «Муниципальная экономика», газета «Местное самоуправление». Большой объем исследований и практических разработок осуществляет Фонд «Институт экономики города». Значительную работу по изданию учебно-методической литературы по вопросам местного самоуправления проводит Российский научный центр местного самоуправления. Тем не менее, взаимодействие и координация в работе вышеупомянутых научных, учебных и общественных центров явно недостаточны.

В управлении системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих действуют три самостоятельных субъекта:

  • будущий специалист или государственный муниципальный служащий, проходящий обучение;
  • учебное заведение, реализующее программу обучения;
  • муниципальный орган, заинтересованный в получении квалифицированного, компетентного специалиста.

Необходимо эффективное сотрудничество всех сторон на всех этапах процесса обучения.

Одним из ключевых факторов повышения роли знаний и умения эффективно работать в XXI веке стали новые информационные технологии, связанные, прежде всего с микроэлектроникой, компьютерами, электронными коммуникациями, виртуальной реальностью. Самой последней генерацией информационных технологий являются Интернет - технологии, которые, по словам известного, профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, представляют собой долгосрочный феномен, который останется таким, по крайней мере, в течение предстоящих 20 лет. Причина в том, что Интернет - технологии революционно изменили не только экономический уклад, но и общественную жизнь. Они логически завершили развитие целого семейства информационных технологий (радио, телефон, телевидение, компьютер) и обусловили возникновение информационного общества, в котором стало возможным при решении крупных проблем быстро и эффективно использовать огромные информационные массивы, коммуникационные связи, автоматизированные средства переработки и передачи информации. Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что успешность вложений в информационные технологии напрямую зависит от инвестиций в человеческий капитал и от управления знаниями в организациях. Практически это должно обеспечить переход от экономики информации к экономике знания.

Стимулирование внедрения информационных технологий является предметом федеральной целевой программы «Электронная Россия». Эта программа — реальная возможность для России сделать серьезный шаг в постиндустриальную экономику. Структура программы отражает приоритеты государственной политики в сфере информационных технологий.

Особое место занимают современные информационные технологии и в задачах эффективной организации систем территориального управления и местного самоуправления. Поэтому в Москве, наряду с реализуемой Концепцией движения Москвы в информационное общество, разработана целевая программа «Элек­тронная Москва».

Существенной предпосылкой успешной реализации этой программы в Москве является возможность использования технической базы — волоконно-оптической сети, разветвленность которой позволяет дотянуться практически до каждого дома. Программа по развитию волоконно-оптической сети была поддержана Мэром Москвы Ю. М. Лужковым и реализована при активном участии Правительства Москвы. Этому помогло и то обстоятельство, что крупнейший производитель кабеля для оптико-волоконной сети — завод «Москабельмет» — расположен в Москве. Появился организатор и реализатор программы развития — «Комкор». Поэтому Москва в настоящее время имеет самую широкую коммуникационную сеть с оптическим волокном, более широкую, чем некоторые столичные города стран Европы. Сегодня это супермощная стартовая база для развития информационных технологий в Москве, и городские власти активно работают в этом направлении.

Мне хотелось бы поделиться некоторым опытом реализации программы «Электронная Москва» на территории Юго-Восточного административного округа столицы. В нашем округе начата разработка и внедрение «Электронный округ». Ключевым ее элементом является Интернет - портал, который схематически можно представить в виде трех блоков. Первый блок — соподчиненные или взаимосвязанные структуры округа, районов, отраслевых и функциональных структур. Второй блок — организации, предприятия и структуры, которые пожелали установить постоянные информационные контакты. И третий блок - открытые для свободного доступа системы через сайты и порталы различных структур округа. Здесь используются:

  • технопарки,
  • интернет-клубы,
  • интернет-кафе,

персональные компьютеры, находящиеся в личном пользовании или на рабочих местах в организациях.

Мы понимаем, что в XXI веке система Интернет - технологий может быть использована как эффективная форма взаимодействия органов государственного управления с обществом. Созданный в ЮВАО информационно-справочный Web-портал «Электронный округ» обеспечивает быстрый и удобный доступ к информации о работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также о деятельности учреждений и организаций ЮВАО, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием населения, социальной защитой и пенсионным обеспечением, медицинским обслуживанием, транспортным обслуживанием, работой школ и дошкольных учреждений, предприятий связи, торговли и бытового обслуживания населения и др.

Система «Электронный округ» в перспективе станет для администрации округа универсальным инструментом решения любых задач, завязанных на взаимодействие с внешней средой. Это достаточно широкий круг задач, начиная с информирования граждан, проживающих на данной территории, о результатах, перспективах и планах работы, возможностях получения помощи в решении их насущных повседневных задач, и заканчивая вопросами представления округа в качестве органической части московского экономического и хозяйственного комплекса.

Использование Интернет-технологий в управлении округом предоставляет многочисленные возможности, среди которых первоочередной является повышение качества отношений с жителями и организациями.

Это –

  • сокращение времени на получение требуемой информации;
  • обеспечение круглосуточного доступа;
  • наличие выбора наиболее оптимального способа общения с муниципальными службами (прямого или по сети Интернет);
  • унификация формуляров документов различных служб с заполнением их в автоматическом режиме и рассылкой через Интернет в необходимые службы;
  • возможность из любого места получить необходимую информацию и др.

Важными являются и такие вопросы, как создание «цифровой» демократии, когда на сайте создается доска объявлений, проводятся чат-форумы, мини-референдумы и электронное голосование, обсуждаются острые вопросы (градостроительство, стратегические планы и проекты).

Перечень программных средств, которые использовались в практике работы специалистов префектуры до недавнего времени, свидетельствует о том, что преимущественное развитие получили только информационные системы и системы прямого счета. В то же время широкий класс систем поддержки управленческих решений оставался вне поля зрения сотрудников и специалистов префектуры. Следствием игнорирования существования таких систем неизбежно становится снижение качества управления.

Основной задачей Управлений экономики префектур является разработка и сопровождение программ социально-экономического развития округа. Следует отметить, что для ее решения ранее использовались только текстовый редактор Word и электронные таблицы Excel, то есть обычное офисное программное обеспечение. Мы поняли, что необходимо широко использовать пакеты прикладных программ, предназначенные для осуществления программно-целевого управления, включающие обеспечение этапов выявления проблем, построение графов «цели-мероприятия», построение сетевых графиков и календарных планов и программных средств для слежения за процессом их выполнения по времени, финансам и другим ресурсам. Кроме того, существует необходимость использования систем поддержки управленческих решений, связанных с разработкой процедур многокритериального выбора с использованием алгоритмов и программ обработки экспертной информации. Этому во многом помогает приглашение на работу молодых специалистов - выпускников профильных вузов.

Особое внимание мы уделяем использованию информационных технологий в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с москвичами и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло- и энерго- ресурсов, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.

Сегодня нужно уделить особое внимание именно тем информационным системам, которые используются при расчете платежей. Высокую эффективность обеспечивают расчеты с населением на базе единого информационно-расчетного центра.

Жители города Москвы, оплачивая коммунальные и другие услуги в условиях их дифференциации и разнообразия льгот, вынуждены затрачивать много усилий и времени для сбора различного рода справок, получения уточняющей информации, вынуждены вступать в контакты с множеством различных организаций. Идея Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) заключается в том, чтобы, используя современные информационные технологии максимально улучшить работу с населением путем объединения всех видов расчетов в один расчетный листок по принципу обращения «в одно окно».

Такой листок высылается плательщику на дом по почте и его обязанность заключается в том, чтобы заполнить лишь те графы, где учет расхода ресурсов осуществляется по установленным в его квартире приборам учета.

Единый информационно-расчетный центр - это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и объединить в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать не только повышению эффективности работы наших специалистов, но и повышению комфортности жителей в общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг. Мы считаем, что такие расчетные центры должны базироваться на районном уровне с возможностью объединения в системе округа.

В Юго-Восточном округе есть территории, где уже внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ. Вместе с тем техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии с использованием волоконно-оптической сети. Современные информационные технологии используют многие ведомства, и их потенциал также должен быть использован. Речь идет о возможности модернизации уже внедренных систем.

Если говорить об общей характеристике информационно-технической базы органов местного самоуправления районов Москвы, то почти во всех из них большое внимание уделяется укреплению аппаратной платформы. На ее формирование уходит 60-80% всех затрат, выделяемых на информатизацию. Активно используются локальные вычислительные сети.

Однако внедрение средств компьютеризации в большинстве органов местного самоуправления идет бессистемно. Современные технологии построения корпоративных информационных систем почти не используются. Спектр задач, решаемых с помощью компьютеров, мало соответствует современному уровню развития и возможности реализации полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, определенных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Оценка характера внедрения информационных систем в органах территориального управления и местного самоуправления показывает, что типовые технологии в территориальном управлении и системах местного самоуправления пока не сформированы. А ведь это мощный резерв роста эффективности управленческого труда.

Очевидно, что эффективность местного самоуправления напрямую зависит от взаимосвязи, скоординированности всех элементов системы в сложной социально-политической и экономической обстановке, повышения информационной прозрачности их деятельности. Поэтому в современных условиях столь высока роль интегрированных информационных технологий, призванных объединить разнородные информационные потоки, интенсифицировать работу органов местной власти.

В каждом районе Москвы все это должна интегрировать единая муниципальная информационная система. Она должна стать инструментальной поддержкой реформы местного самоуправления, облегчить переход к новой системе власти, обеспечить эффективное функционирование всех сфер жизни каждого района. Эти аспекты нашли отражение в Концепции создания районных социально-ориентированных информационных ресурсов (проект «Инфоград»), разработанной для Москвы. Главная задача проекта «Инфоград» состоит в том, чтобы использовать преимущества зарождающегося в городе информационного сообщества на благо всех социальных групп.

Резервы повышения эффективности управленческого труда находятся, прежде всего, в организации деятельности аппарата. Главным сегодня является поиск путей оптимизации процессов управления таким крупнейшим городом как Москва. Это требует широкого внедрения информационных систем на всех уровнях управления городом, а также интеграции информационных ресурсов.

В настоящий момент организации, занятые в системе жизнеобеспечения города, внедряют собственные отраслевые информационные системы. Разработка и внедрение этих систем ориентированы на автоматизацию отдельных процессов управления, при этом остаются нерешенными задачи их комплексной интеграции на основе единого стандарта управления и единой информационной управляющей среды.

Отсутствие комплексного методологического подхода к построению и использованию информационных технологий в системе управления городом привело к негативным последствиям, значительно усложняющих качественное выполнение задач территориального управления. Созданные на разных принципах и подходах информационные системы характеризуются межведомственной и межтерриториальной несовместимостью внутри единой территории. Преобладание подходов к решению задач управления на основе территориального или ведомственного принципа часто приводит к несогласованным решениям. При наличии уже существующих возможностей использования технической транс­портной среды - московской волоконно-оптической сети - не создана единая и доступная информационная инфраструктура для перехода к комплексному решению задач управления и координации территориальных образований и др.

Приведенные проблемы усугубляются постоянным усложнением самих процессов управления как за счет увеличения их числа, так и условий, в рамках которых они проходят, в том числе нормативно-правового характера.

Все это обуславливает назревшую необходимость в комплексном подходе к решению задач управления городом на основе единой информационной территориально-отраслевой системы. Под последней понимается совокупность организационных, управленческих, технических, программных и информационных средств, а также нормативно-правовой базы, необходимых для успешного формирования информационной инфраструктуры.

Глобальность и сложность стоящей задачи требует глубокой концептуальной проработки, реализация которой позволит обеспечить:

  • информационную обоснованность принятия решений по вопросам управления процессами территориальных образований;
  • единую методику построения информационной инфраструктуры и среды, обеспечивающей выполнение задач комплексно - " го построения и взаимосвязи информационных систем на уровне территориального образования;
  • построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей процессов управления деятельностью территориальных образований для всех уровней подготовки и принятия управленческих решений на основе единой методологии;
  • оперативность реагирования на постоянно изменяющиеся нормативно-правовые условия, в которых должна функционировать система за счет перенастройки информационных моделей;
  • формирование полного перечня необходимой исходной информации для обоснованности принятия решений по всем процессам управления и координации территориальных образований;
  • распространение полученных результатов на любое территориальное образование за счет настройки разработанных моделей на конкретные условия;
  • единый методологический и инструментальный подход к проведению анализа и прогноза развития всех управляемых процессов.

Ожидаемые социально-экономические результаты внедрения Территориально-отраслевой информационной системы в целом по Москве:

  • рост эффективности принимаемых решений на всех уровнях власти города на основании широкого состава данных, отражающих функционирование систем в режиме реального времени;
  • сокращение бюджетных расходов на разработку и обслуживание разнородных информационных систем, применяемых отраслевыми ведомствами, предприятиями и организациями органов исполнительной власти города;
  • сокращение времени на информационное обслуживание населения по всем вопросам, связанным с функционированием органов городской администрации;
  • содействие формированию объективного общественного мнения о городских и местных органах власти и доверия к ним на основе полной информации об их деятельности;
  • активизация деятельности территориальных органов исполнительной власти за счет развития информационных каналов, совершенствования методов и средств взаимодействия с населением.

В заключении мне хотелось подчеркнуть, что никакие суперсовременные информационные технологии не заменят организатора и управленца в системах территориального государственного управления и местного самоуправления. Именно информационные коммуникации позволяют решать такие важные задачи как повышение эффективности управления и развитие демократии. Своевременное и качественно организованное обучение специалистов всех уровней позволит создавать и поддерживать мощный человеческий потенциал, необходимый для решения сложных социально-экономических задач города в целом.

Файлы: