Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Эффективность системного контроля.

В автобусных парках Главмосгортранса предусмотрено ежедневно контролировать содержание окиси углерода в отработавших газах не менее чем у 5 % автобусов. Эту проверку рекомендуется осуществлять при выезде автобусов на линию. Однако в это время через контрольно-пропускной пункт предприятия за 1 ч проходит до 300 автобусов, и проверить, а тем более отрегулировать токсичность автобусов практически невозможно.

Поэтому в автобусном парке № 11 проверка и регулировка токсичности отработавших газов включены в комплекс работ по контролю технического состояния автобусов на посту экспресс-диагностики при ТО-1. Дополнительно к режимам, предусмотренным в ГОСТе, мы проверяем работу двигателя на нескольких нагрузочных режимах. Нагрузка создается гидротрансформатором при включенной передаче и заторможенных ведущих колесах автобуса.

Одновременно с газовым анализом на посту измеряют расход топлива и оценивают мощностные показатели двигателя (по частоте вращения коленчатого вала при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора). Это позволяет дополнительно обнаруживать до 18 % автобусов с различными неисправностями. Информация о техническом состоянии заносится в «Листы первичного осмотра автобусов», которые ежедневно передаются в центр управления производством.

Наличие оперативной информации о техническом состоянии, позволяет службе эксплуатации перераспределять автобусы в зависимости от их надежности и сложности маршрутов. А техническая служба имеет возможность проводить организационные и технические мероприятия по предупреждению и устранению наиболее характерных неисправностей.

В частности, было выявлено, что наиболее характерные неисправности двигателей автобусов ЛиАЗ-677 — негерметичность клапана экономайзера в карбюраторе и нестабильность работы или полный выход из строя одной - двух свечей зажигания. Эти неисправности встречаются у 20 % автобусов, имеющих пробег 8 тыс. км, а после 14 тыс. км. — у 27%.

При работе двигателя на режимах малых и средних нагрузок (наиболее характерны в городских условиях) негерметичность клапана экономайзера увеличивает расход топлива на 15 %, а содержание СО в отработавших газах — в 1,5—2 ра­за. Нарушение нормальной работы свечей зажигания приводит к перерасходу до 25 % топлива и к увеличению содержания токсичных веществ в отработавших газах (особенно углеводородов).

Рационализаторы нашего предприятия предложили простое устройство, позволившее отказаться от экономайзера с механическим приводом (см. AT, 1986, № 10). За счет применения специальной трубки, соединяющей поплавковую камеру с воздушной горловиной карбюратора, для подачи дополнительного топлива удалось использовать разность давлений. Усовершенствование карбюратора позволило не только повысить его надежность, но и существенно улучшить эксплуатационные показатели двигателя.

Для повышения надежности работы свечей зажигания была изменена форма бокового электрода, что повысило стабильность искрообразования. Как показали результаты опытной эксплуатации автобусов, использование свечей зажигания с измененным боковым электродом положительно сказывается на работе двигателей особенно после 150 тыс. км пробега и прошедших капитальный ремонт.

В заключение можно отметить, что систематический контроль токсичности и топливной экономичности дает реальные результаты. В частности, на предприятии стало намного меньше автобусов, перерасходующих топливо. Как показали результаты проходившего в октябре 1987 г . общегородского смотра «Чистый воздух», у автобусов значительно уменьшилась токсичность отработавших газов. Если в 1986 г . доля автобусов, не соответствовавших требованиям ГОСТ 17.2.2.03—77, составляла 15 %, то в 1987 г . она уменьшилась более чем в 3 раза.

Файлы: