Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в условиях структурной перестройки экономики.
Москва и рынок.

1. Предпринимательство наиболее быстро создает предпосылки для включения рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек производства. Развитие предпринимательства позволяет решить ряд актуальных задач: создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения; содействие экономическому и социальному развитию административной территории; организация производства товаров массового спроса для населения; разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц; развитие конкуренции; привлечение к трудовой деятельности временно свободного, частично занятого населения; развитие новых видов деятельности; возрождение подсобных производств и ремесел.

2. В Юго-Восточном административном округе Москвы предпринимательство является прежде всего экономической базой для решения социальных проблем.

Являясь частью социально-экономической системы округа, предприятие выступает, с одной стороны, как потребитель городской среды и как активный ее создатель, с другой. Этот подход дает основание рассматривать любую организацию многосторонне: как производителя продукции (товаров, услуг); как источник пополнения финансовой базы территориальных органов управления; как инвестора и потребителя ресурсов; как работодателя и участника решения социально-бытовых проблем, а также источника возможного ущерба.

Выступая в качестве производителя , предприятие может выпускать продукцию по прямому “муниципальному” заказу, а также обеспечивать реализацию определенной части продукции на территории города.

Роль источника пополнения финансовой базы предприятие выполняет, являясь налогоплательщиком и плательщиком штрафов. Речь идет о той части налогов и штрафов, которые в соответствии с законодательством, зачисляются в территориальный бюджет.

В качестве инвестора предприятие выступает при реализации инвестиционных проектов на территории города, при создании организаций смешанной формы собственности, а также участвуя в благотворительных акциях.

Предприятие является также работодателем . При этом оно не только предоставляет рабочие места трудоспособному населению города, но и создает определенное количество рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалиды, дети, многодетные матери, учащиеся, студенты и т.д.).

Предприятие выступает участником решения социально- бытовых проблем населения , если имеет собственную сферу социально-бытовых услуг и другие возможности, по крайней мере для той части населения, которая в ней работает.

3. Формирование политики администрации ЮВАО в области развития предпринимательства осуществляется с учетом качественных характеристик, особенностей административного округа.

ЮВАО - это прежде всего промышленный регион, в котором под производственные площади занято 30% общей территории. Промышленность представлена такими отраслями как топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, химическая, легкая, пищевая. Ведущее место принадлежит машиностроению.

В округе сформировалось девять производственных зон, в которых наряду с промышленностью, размещаются предприятия и организации науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты инфраструктуры и жилые застройки.

Округ располагает значительным научным потенциалом. В нем работают 80 научных и три проектные организации, численность занятых в которых составляет шестую часть от общего количества работающих в округе.

ЮВАО - один их экологически неблагоприятных округов Москвы. На территории округа находятся вредные в экологическом отношении объекты общегородского назначения (Люберецкая станция аэрации), а также экологически небезопасные предприятия (Московский нефтеперерабатывающий завод, Литейно-механический завод, МПО “Металлопластмасс”, завод “Серп и молот”, АО “Москабельмет”). Это главная причина загрязнения воздушного бассейна и почв в округе.

С начала 90-х годов в промышленности округа наблюдаются тенденции к снижению темпов и даже падению объемов производства, а также сокращению численности работающих.

4. Сегодня перед промышленностью округа, как и города в целом, стоит двуединая задача: реструктурирование и наилучшее ее приспособление к работе в условиях рыночной экономики, основой которой должно стать развитие малого предпринимательства. В округе происходит рост предпринимательства и соответственно этому увеличивается число малых предприятий. Если в 1992г. на территории ЮВАО было зарегистрировано около трех тысяч предприятий малого бизнеса, то в 1996 - их количество достигло около 12 тысяч единиц, на которых занято 77,4 тыс.чел. К 1996г. сложилась определенная структура предпринимательского бизнеса по отраслям, которая отражает важные тенденции в развитии экономической базы округа.

Прежде всего, это довольно успешное предпринимательство в торговле и коммерции, на долю которых приходится 36,1% всех малых предприятий и 28% от численности занятых. Кроме того, предпринимательство развивается в таких важнейших отраслях как промышленность, строительство, наука. Их удельный вес составляет по числу предприятий составил 27,3 %, по численности занятых 55,5 %. По соотношению этих данных можно предположить, что в малое предпринимательство влилась значительная армия тех, кто из-за сокращения объемов производства в крупных предприятиях уволились или были сокращены.

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями округа в 1996 году составил 3,3 трлн.рублей или 35% от общего объема промышленной продукции ( 9,5 трлн.руб.).

На территории округа действует 392 предприятия с привлечением иностранного капитала (СП), или 5% от действующих по Москве, на которых занято 5,5 тысяч человек. Причем, все СП - в сфере материального производства. Среди важнейших видов продукции, производимых совместно с иностранными предпринимателями, - производство бензина для автомобилей - 19,7 тыс. тонн (30% производимого по Москве).

5. Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малый бизнес призван стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

Государственные структуры в лице местных органов власти совместно с представителями предпринимательско-производственных и научных сфер должны инициировать налаживание системы взаимоотношений и поиск новых связей и форм для различных групп предприятий.

Основными направлениями деятельности администрации Юго-Восточного административного округа по развитию предпринимательства являются следующие: развитие элементов рыночной инфраструктуры на территории административного округа (формирование сети информационных, юридических, консультационных, финансово-кредитных, аудиторских фирм, лизинговых компаний, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров, учебных центров и др. организаций, оказывающих различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства); создание благоприятной информационной среды (формирование банка данных, содержащего сведения об имеющихся резервах для развития предпринимательства); организовация “фирм-инкубаторов” (основная их функция - предоставление образуемым малым предприятиям юридического адреса, временного помещения для офиса, оргтехнической инфраструктуры и т.д.); разработка системы финансовой поддержки малого бизнеса (основные элементы - льготное налогообложение, предоставление банковских кредитов под гарантии окружной администрации, долгосрочные инвестиции, городской заказ).

6. К приоритетным направлениям развития малого предпринимательства в округе относятся: строительство новых и реконструкция действующих АЗС; строительство моечных постов; расширение сети предприятий торговли и сферы услуг, предприятий по переработке мусора, ремонтно-строительных предприятий, предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В округе уже несколько лет существует практика привлечения подрядных организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство округа, на конкурсной основе. В 1996 году в конкурсе приняло участие 826 организаций, из которых право на производство работ по всем муниципальным районам округа выиграли 438 организаций.

7. Несмотря на некоторые позитивные изменения, малое предпринимательство продолжает сталкиваться с серьезными трудностями роста, среди которых особо выделяются следующие: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства; жесткий налоговый прессинг и чрезвычайная усложненность систем налогообложения; недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др.

  • Одной из важнейших проблем развития малого предпринимательства является его взаимодействие с государственными органами власти. Если в 1995 году федеральная экономическая политика была построена на предположении, что российский частный капитал в состоянии помочь государству в преодолении финансового кризиса, то сейчас ситуация меняется. Государство ориентирует свою политику на оказание поддержки предпринимательству, с этой целью принята и реализуется Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Однако, многие проблемы малого предпринимательства на федеральном уровне пока не разрешены, поскольку принятые законы из-за недостаточной проработки механизмов их реализации не работают.

Опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие, свидетельствует о стратегическом усилении роли регионального уровня в поддержке малого предпринимательства. Московское правительство приняло городскую программу развития малого предпринимательства на 1996-97 гг, которая реализуется на территориальном уровне через окружные программы. Такая Программа развития предпринимательства, разработанная уже с учетом особенностей территории, есть и в ЮВАО.

  • Одной из наиболее “болевых” точек малого предпринимательства является налогообложение, обратной стороной которого является повальное стремление со стороны предпринимателей скрывать свои истинные доходы. Складывается порадоксальная ситуация, при которой среднемесячная зарплата работающих на промышленных предприятиях округа в 1996 году составила более одного млн.рублей, в то же время, зарплата на малых предприятиях округа , согласно представляемой отчетности, вдвое меньше - 407 тыс.руб.
  • Еще одна проблема малого бизнеса - трудности в получении помещений для развития своего дела. 20% зарегистрированных предприятий не работает только потому, что негде работать.
  • Серьезно тормозят развитие малого предпринимательства проблемы с получением кредитов. Получение кредита - дело долгое. Механизм кредитования малого бизнеса запутан и чрезмерно усложнен различными условиями. Крупные банки чаще всего не имеют дело с малым бизнесом, а средние и мелкие боятся риска, поэтому требуют гаранта. Но желающих поручиться за малое предприятие практически нет. Представители малого бизнеса, в массе своей, не очень сведущи в экономике предпринимательства. Многие из них не в состоянии составить четкий и реальный бизнес-план, необходимый для получения кредита.

В Москве процедура предоставления льготного кредита четко отработана и не очень мучительна. Однако, значительная часть московских предпринимателей остается до сих пор в неведении относительно этих перспектив.

Исправить это положение призван ряд организаций, специально созданных в структуре городских органов поддержки предпринимательства. В ЮВАО создано Территориальное агентство развития предпринимательства, которое призвано осуществлять содействие реализации государственной политики в области малого предпринимательства и обучение предпринимательской деятельности на территории округа.

8. В качестве перспективных организационных форм развития предпринимательства в ЮВАО мы рассматриваем предпринимательские зоны и кластеры.

Предпринимательские зоны - это такая форма интеграции предприятий и организаций, где частному капиталу предоставляется режим наибольшего благоприятствования. В ряде стран в этих зонах формируются ассоциации малого бизнеса традиционного типа (например, в торговле, сфере услуг), в рамках которых мелкие предприниматели объединяют усилия в закупочно-сбытовой, финансово-кредитной и прочих сферах. Возрастает удельный вес объединений, в задачу которых входит стимулирование иновационного процесса, освоение производства наукоемких товаров и услуг. На первый план выходит обмен информацией, научно-техническими, управленческими идеями. Организации малого бизнеса при финансовой поддержке со стороны центральных и местных государственных органов переориентируют свою деятельность на консультирование, информирование мелкого бизнеса по техническим, управленческим, экономическим, финансовым вопросам, на повышение квалификации рабочих небольших фирм, обеспечение их специальными пособиями, информацией из банка данных.

За рубежом такие зоны образуют на наиболее неприспособленных для активизации бизнеса территориях. У нас, наоборот, выбирают участки, объективно имеющие богатый потенциал.

На данном этапе такой подход можно считать достаточно эффективным для местного уровня, так как создание локальных зон свободного предпринимательства объективно способствует укреплению финансовой базы самоуправления, решению социальных проблем и активизации развития городской территории в целом.

Кластеры - группировка взаимосвязанных компаний, расположенных на территории города, которые свои взаимодействием усиливают потенциал друг друга, округа и города в целом. Кластеры могут создаваться на базе действующих промышленных зон. Малые предприятия, вошедшие в их состав, используя инфраструктуру и возможности промышленных зон, могут осуществлять экономически эффективное производство, работать прибыльно и тем самым усиливать экономический потенциал города в целом.

Феномен кластеров встречается во многих странах и заключается в том, что они обеспечивают системный подход к использованию сильных сторон и преимуществ отраслей и территорий, на которых развертывается их деятельность. Взаимная поддержка предприятий и организаций, образующих кластер, насколько велика, что это способствует очень быстрому распространению нововведений, сокращению затрат, повышению качества и, как результат, повышению конкурентоспособности продукции. Таким образом, взаимосвязи внутри кластеров порождают совершенно новые возможности для развития как малого, так и крупного бизнеса.

Базой для формирования кластеров в административных округах крупных городов могут послужить промышленные зоны, которые имеют определенную специализацию и достаточно развитую инфраструктуру.

Файлы: