Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Современные информационные технологии в управление качеством городской среды. 

Крупнейшие города мира и их агломерации до сих пор остаются трудноуправляемыми или слаборегулируемыми со стороны городских властей. По степени сложности в качестве объектов управления крупнейшие города и их агломерации занимают второе место после государства, так как современные градосистемы сложнее, чем государства адекватной демографической емкости. Поэтому сегодня в более чем 80 странах мира формируется новый тип управления городами и их агломерациями, не сводимый к государственному, региональному, муниципальному и тем более местному самоуправлению. Это так называемое «метрополитенское управление», или управление крупной городской агломерацией, например, такой как город Москва. Подобное управление невозможно без мощной информационной поддержки в принятии управленческих решений без использования потенциаласовременных информационных технологий на основе учета местных условий, исторического и культурного наследия, с соблюдением прав и потребностей социально наименее защищенных групп населения.

Поэтому понятие городской среды может оказаться шире, чем говорилось: городская среда - это еще и система, включающая в себя предприятия и организации, продукция которых используется не только в Москве (предприятия, работающие на ВПК, космос и др.); и системы, крупные технологические центры управления сложными организационно-экономическими и социальными системами (например, городское хозяйство).

Решая главную задачу российских реформ - вхождение в сообщество экономически развитых демократических государств в качестве полноправного участника, в 2001 г . была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Москва, как мегаполис, находится в центре происходящих изменений. Законом города Москвы «О городской целевой программе «Электронная Москва» от 09.07.2003 № 47 утвержден комплекс мероприятий, направленных на широкомасштабное использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения Москвы, эффективности и открытости управления, развитие демократических институтов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, улучшение экологии города.

Основы информатизации Москвы были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г . Однако она была в основном направлена на информатизацию городского управления, и основные целевые установки этой Концепции выполнены.

Второй этап информатизации - создание «информационного общества»: используя накопленный потенциал, обеспечить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития города.

Правительство Москвы выделяет шесть основных стратегических направлений деятельности по обеспечению движения к информационному обществу:

  • Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующе гося глобального информационного общества.
  • Развитие информатизации городского управления.
  • Стимулирование и организация использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности в Москве.
  • Обеспечение возможности использования информационно-коммуникационных технологий всеми жителями города.
  • Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.
  • Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в Москве.

Что касается городской среды, в ГЦП «Электронная Москва» записаны шесть направлений реализации мероприятий по информационному обеспечению только Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

  • Создание системы сбора, анализа и прогнозирования экологического состояния в г. Москве, взаимодействия с органами власти, городскими организациями, природопользовате лями, населением.
  • Создание информационных систем для мониторинга экологических компонентов го родской среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, зеленых насажде ний, земель, почвы).
  • Создание единой системы экологического мониторинга компонентов окружающей среды (объединенного с банком данных по природопользователям) с автоматизированным по ступлением информации от систем мониторинга природопользователей.
  • Создание геоинформационной системы экологии города и прилегающих к нему территорий.
  • Создание автоматизированного банка данных по природопользователям с привязкой к Единой картографической основе г. Москвы.
  • Реализация программных мероприятий по информационному обеспечению Департа мента природопользования и охраны окружающей среды.

Финансирование ГЦП «Электронная Москва» осуществляется в пределах лимитов, выде ляемых из бюджета Москвы:

Таблица 1

 

2003

2004

2005

2006

2007

2003-2007

Бюджет города, млн руб.

3470

3902

4053

4221

4259

19905

п. 2.1.9.1

2

23

25

25

25

100

% от общего

         

0,5

Сайт ГПУ «Мосэкомониторинг» ( www.mosecom.ru ) информационно более насыщен, чем сайт Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Данная организация получает в автоматическом режиме данные с автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, далее проводит компьютерную обработку данных для анализа текущего загрязнения атмосферного воздуха в городе и прогноза на ближайшие сутки. Затем данные размещаются в реальном режиме времени на сайтах ГУПа, Департамента, информационных агентств, а также транслируются с 2002 г . на электронные рекламные табло в центре города.

МГП «Мосводоканал» ( www.mosvodokanal.ru ) имеет большую традицию по использованию телекоммуникационных технологий с новыми направлениями. В настоящее время функционируют:

  • система водообеспечения и водоотведения, включающая автоматический дистанционный контроль напора воды (120 точек контроля), передачи данных по телекоммуникационным сетям на Центральный диспетчерский пункт и возможность дистанционного регулирования затворов по результатам компьютерной обработки полученных данных с учетом данных запаса и расхода воды;
  • система контроля за качеством воды, состоящая из непосредственного лабораторного и дистанционного контроля. На водопроводных станциях осуществляется смешанный контроль (около 1000 показателей). Станции аэрации также оснащены сотнями приборов автоматического контроля качества сточных вод. Полученная информация поступает по локальным сетям в информационно-аналитический центр и затем непосредственно в Мосводоканал.

В Москве также существует система контроля качества окружающей среды Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС) Росгидромета.

Имеются также отдельные сайты структур и организаций Правительства Москвы, связанные с благоустройством, санитарным состоянием и озеленением города (ГУП «Промотходы», «Экотехпром»), и различных коммерческих и общественных структур экологического направления.

Также в Москве по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова с 1998 г . создается «Социальная карта москвича»Постановлением Правительства Москвы от 15.12.98 № 962 «О создании в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича» определены основные положения Карты и приложений к ней для различных отраслей городского хозяйства (медицинское обслуживание, городской наземный транспорт, железнодорожный транспорт, метрополитен, торговля, страхование и др.).

В порядке эксперимента в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 01.08.2001 № 715-РП социальная карта была внедрена в трех районах Южного административного округа. Выдана 30 тыс. граждан льготных категорий и использовалась для приобретения товаров со скидкой в универсамах «Петровский» Компании «ПФК «БИН».

Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 № 602-ПП «О внедрении социальной карты для жителей г. Москвы» предусмотрена выдача карты всем льготным категориям граждан, или 2,3 млн чел.

Результаты работы по внедрению социальной карты одобрены на совещании, проведенном 21.07.2002 Мэром Москвы Ю. М. Лужковым с участием заместителя министра внутренних дел РФ М. Л. Игнатьева и министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа.

Правительство Москвы приняло участие в конкурсе и в рамках Государственной целевой программы «Электронная Россия» награждено дипломом за проект создания общегородской интегрированной информационной системы учета с использованием пластиковых карт. Москва признана опорной зоной по внедрению проекта «Карта москвича».

В настоящее время социальная карта выдается через районные управления социальной защиты населения на основании анкеты-заявления при подтверждении прав гражданина на льготы.

По состоянию на 01.08.2003 в городе выдано более 300 тыс. карт.

До конца года планируется выдать карту всем гражданам, состоящим на учете в органах социальной защиты населения.

Принимая во внимание опыт Московского метрополитена и торговых предприятий, что предоставленные законодательством населению льготы в значительной мере не востребуют ся, Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 № 602-ПП предусмотрено создание общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета предоставленных жителям города льгот.

Внедрение персонального учета с применением карт в метрополитене дало экономию бюджетных средств, а по результатам эксперимента (по данным компании ЗАО «ПФК «БИН») социальной картой для приобретения товаров со скидкой воспользовались 26% от числа ее получивших.

В соответствии с Законом РФ «О ветеранах» на льготное торговое обслуживание имеют право только инвалиды и участники Великом Отечественной воины, численность которых составляет 150 тыс. человек.

Однако, учитывая то, что социальная карта выдается прочим льготным категориям граждан (бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, лица, работавшие в Ленинграде в период блокады, родитель погибшего участника боевых действий в Чеченской Республике и т.д.) и в целях недопущения дискредитации социальной карты, целесообразно распространить право льготного торгового обслуживания на все льготные категории граждан и соответственно предоставить любому держателю социальной карты права приобретения товаров со скидкой.

В настоящее время многие торговые предприятия осуществляют предоставление скидок при покупке товаров. Но при этом определить категории граждан из числа социально нуждающихся не предоставляется возможным.

В этом случае видятся следующие пути решения вопроса:

  • Социальная карта для пользования в предприятиях торговли, питания и бытового обслуживания внедряется на основе экономической заинтересованности за счет привлечения контингента социально незащищенных покупателей и соответственно оттока их с рынков. 
    Торговые предприятия практически ничего не теряют, так как они уже предоставляют 3-5% скидки, только без персонального учета. Приобретение оборудования по персональному учету льгот на две кассы в расчетных узлах будет стоить 1,3 тыс. долл., что значительно ниже полученных доходов. 
    Кроме того, предприятия аккредитуются для этих целей на городском уровне для выполнения социального заказа, заключают договор-соглашение и поддерживаются городскими властями, что для них имеет большое значение. В 2002 г . за счет уменьшения арендной платы коммунальных платежей 290 предприятиям торговли, обслуживающих инвалидов и участников ВОВ, компенсировано 53 млн руб. 
    По такой схеме работают 17 универсамов «Петровский» компании «ПФК «БИН». За 2002 год и 5 месяцев 2003 года услугами предприятий воспользовались 20 тыс. держателей социальной карты.
  • Социальная карга внедряется на основе прямой компенсации затрат предприятиям из бюджета или восполнения за счет арендной платы и других платежей. Эти затраты составят расчетно для всех льготных категорий граждан 1,8 млрд руб. в год, если все они постоянно будут пользоваться услугами предприятий торговли. 
    Как показывает практика применения социальной карты, а также принимая во внимание добровольность ее получения, постепенную востребованность с учетом периода привыкания, сумма средств на возмещение предоставленных скидок будет скорректирована путем уменьшения на первый год эксплуатации в 4 раза.
  • Социальная карга применяется в обязательном порядке в торговых компаниях, кото рым на льготных условиях предоставляются помещения или земельные участки. Такие торговые компании предоставляют всем льготным категориям граждан - держателям социальной карты - скидку при покупке товаров за счет собственных средств без возмещения затрат из бюджета города. На данном этапе на таких условиях работают два предприятия сети ОАО «СОРТС» - универсамы «Айленд-СОРТС».

В Москве функционирует более 100 информационных баз данных, такие, как:

  • база данных Москомрегистрации;
  • Единая интегрированная система информационного обеспечения строительной отрасли;
  • информационная система Государственного градостроительного кадастра;
  • МосГорБТИ;
  • Интернет-сайт «Единая Государственная основа города Москвы», АИС «Жилище» и другие. .

Реализация Программы «Электронная Москва» позволит решить назревшие проблемы. Главные ее задачи:

  • развить информационно-коммуникационную инфраструктуру города,
  • стимулировать массовое и эффективное использование информационных технологий во всех областях экономической, социальной и культурной жизни столицы,
  • обеспечить доступ к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех горожан.

В Юго-Восточном административном округе Москвы утверждена программа развития информационно-коммуникационных технологий «Электронный округ» до 2007 г ., которая вплетена в систему управления округом как городской средой.

В реализации программы были определены следующие главные цели:

  • Информирование населения о деятельности органов государственной власти.
  • Свобода доступа населения к необходимой и достаточной информации.
  • Предоставление услуг жителям и организациям округа любого характера, в первую очередь целевых.
  • Повышение эффективности функционирования территориальных систем и управления посредством информационно-коммуникационных технологий в следующих областях по срезам модели территориального управления:
    • повышение экономической эффективности;
    • градостроительное развитие;
    • повышение надежности управления системами жизнеобеспечения;
    • формирование социального климата на территории округа.

С 2000 г . в округе используется городская Единая интегрированная система информационного обеспечения (ИСИО) строительной отрасли, которая начала создаваться более 4 лет назад и в процессе своего развития стала одной из крупнейших информационных систем города. Основными функциональными подсистемами ИСИО являются системы автоматизации работ и информационной поддержки процессов предпроектной и проектной подготовки строительства и системы анализа и мониторинга реализации инвестиционной программы Правительства Москвы, в том числе сбора и анализа финансовых данных.

Так как участниками и пользователями ИСИО являются все муниципальные органы, участвующие в управлении и регламентации строительной деятельности, все основные организации-участники строительного процесса и большое количество организаций, так или иначе связанных со строительной отраслью (а мы имеем удаленный доступ к этим базам данных по Московской волоконно-оптической сети), это позволяет сотрудникам оперативно получать по запросам интересующую их информацию, например, о подготовке Исходно-разрешительной документации или Проектно-сметной документации на тот или иной строительный объект, оперативно оценивать земельный участок под выводимым промышленным предприятием с использованием информационной системы «Городской Градостроительный Кадастр». По нашим подсчетам, производительность труда сотрудников возросла на 10%, появилась возможность оперативного обмена информацией как с вышестоящими, так и с нижестоящими организациями, согласования проектов перечней строительства и, конечно же, анализа данных для принятия правильных управленческих решений.

Перед нами ставятся большие задачи по сносу 5-этажного фонда и застройке территории новым муниципальным жильем с привлечением инвесторов. Для этого мы уже с августа месяца используем информационную площадку портала округа в целях рекламы, далее предполагается в рамках «единого окна» максимально в короткие сроки оформлять документы инвесторов, используя вышеуказанную Единую интегрированную систему информационного обеспечения строительной отрасли, удаленный доступ к Городскому Градостроительному Кадастру (ГГК) и, имея достоверную информацию о полном выселении домов из базы данных «Реконструкция 5-этажного фонда», приступать к застройке территории микрорайона.

В 2002 г . в округе был проведен общегородской круглый стол « Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства», где красной линией прошла главная составляющая реформы жилищно-коммунального хозяйства - информатизация всей системы управления ЖКХ и предоставление своевременной, доступной и доходчивой информации жителям города. Созданная система Единых информационно-расчетных центров районов города позволила совместить информационную систему расчетов и техпологий взаимодействия жилищно-коммунальных служб с потребителями, то есть и с жителями, и с поставщиками ресурсов. Сегодня в округе мы ведем работы по предоставлению услуги через сеть Интернет, а именно формирование единого платежного документа физического лица и его оплата. В ЕИРЦ районов установлены антивандальные информационные киоски, позволяющие гражданам получать интересующую их информацию с портала префектуры. Конечно же, вся наша деятельность направлена на достижение главной цели - устойчивое развитие, сохранение окружающей среды, полную открытость и взаимодействие с жителями нашего округа. Для этого функционирует горячая линия, пейджер префекта, глав Управ районов, электронная почта; с помощью этих услуг житель через оператора или через сеть

Интернет может задать любой интересующий его вопрос. Время ответа по регламенту пре фектуры - три дня.

Одно из самых заметных направлений программы «Электронный округ» - информационно-справочный портал ЮВАО. Он позволяет обеспечить быстрый и удобный доступ к информации о работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также о дея тельности учреждений и организаций округа через Интернет.

В задачи портала входит информирование посетителей портала о значимых событиях и мероприятиях, проводимых в округе, отражение точки зрения должностных лиц территори­альных органов исполнительной власти на те или иные вопросы.

Одной из целей создания портала является вовлечение жителей в прямой диалог с орга нами исполнительной власти и местного самоуправления. Благодаря разработанной системе, уже сейчас над информационным наполнением портала работают не технические специалисты , а те сотрудники префектуры и окружных организаций, которые непосредственно отвечают за вопросы, освещаемые порталом.

Введена система «Вопрос-Ответ», позволяющая адресовать вопросы жителей к непосредственным исполнителям, руководителям, контролировать ход отработки этих обращений. Начал работать «Форум», предоставляющий возможность общаться жителям округа по волнующим их вопросам. Еженедельно мы проводим анализ «болевых точек», включаемся в диалог и, как представители органа государственной исполнительной власти, даем в режиме диалога советы, как лучше поступить в той или иной ситуации. .

Главные цели портала - создать новый механизм общения власти и жителей, позволяющий им стать ближе и понятней друг другу, а также упростить с помощью современных технологий порядок получения информации.

Одним из важных направлений программы «Электронный округ» является создание мест общественного доступа в Интернет для преодоления социального неравенства в «информаци онном городе». Такие работы ведутся в сети библиотек, учреждений дополнительного образования и социальной защиты населения. В настоящее время подведено оптоволокно к 48 библиотекам, закуплено оборудование. В 22 библиотеках созданы молодежные интеллект- центры, планируется создать еще 9.

Проведена инвентаризация 48 организаций, оказывающих коммерческие компьютерно-досуговые услуги. Создан банк данных существующих мест общественного доступа к сети «Интернет» и проведена работа по установке информационных дорожных указателей ко всем Интернет-кафе и компьютерным клубам. Решен вопрос по предоставлению возможности бесплатного получения услуг в сети коммерческих компьютерных клубов для детей и подростков из социально незащищенных семей.

Сегодня Интернет-кафе и компьютерные клубы предоставляют следующие услуги:

  • игры;
  • доступ в Интернет;
  • печать;
  • сканирование;
  • поиск данных;
  • сбор и запись информации.

Особо хочется отметить создание и работу в округе молодежных интеллект-центров. Интересный опыт работы имеется в сети библиотек. С ноября 2000 г. по инициативе руководителя ЦБС «Люблино» Сорокиной Л.П. реализуется программа создания молодежных интеллект-центров, деятельность которых основана на комплексном использовании традиционных библиотечных на правлений работы, а также современных информационных технологий в развитии личности. На их создание префектурой выделено в 2001-2002 гг. более 12 млн руб. В структуре всех молодежных интеллект-центров:

  • абонемент; читальный зал; справочно-библиографический отдел (эти традиционные, библиотечные направления полностью роботизированы, имеется доступ в сводный каталог города);
  • Интернет-клуб, где проводится обучение школьников информационным и компьютерным технологиям (поиску информации по каталогам публичных библиотек Москвы и информации в сети «Интернет», созданию своего сайта или Интернет-страницы);
  • соревнования среди школьников в сети «Интернет». Можно воспользоваться Интернет-видеостудией и пообщаться с друзьями не только из Москвы, но и из других городов и стран. Членам Интернет- клуба предоставляются электронные почтовые ящики;
  • спортивно-досуговый комплекс, где можно заниматься теннисом, бильярдом, настольными играми, кикбоксингом; функционируют тренажерные залы;
  • театральный комплекс;
  • студии, клубы, кружки.

В интеллект-центрах осуществляется работа по профессиональной ориентации и психологической поддержке подростков через программу «Найди свое место в жизни». Создана электронная база данных по вакансиям предприятий округа.

Основная отличительная черта интеллект-центров, наиболее полно отражающая их обучающую и развивающую сущность, - это возможность применения и использования в работе с детьми и подростками обучающих программ как по общеобразовательным предметам, так и по курсам дополнительного образования. В медиатеках имеется от 100 до 1000 CD -дисков по учебным программам. Организована работа школы информационной культуры (создание собственных web -страниц, поиск информации в сети «Интернет», работа с каталогами публичных библиотек). Востребованной является программа виртуального обучения вождению - Картинг-клуб.

В округе постоянно проводятся видео-Интернет-конференции; для этого созданы четыре видеостудии, которые связаны с 1 б регионами страны (разработчик технологии ЗАО «ИнтернетМедиаКом»).

Использование современных информационных технологий - широкий шаг в будущее для повышения комфортности проживания населения, в сохранении окружающей среды.

Файлы: