Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Научиться работать по-новому.

Об этом энергичном человеке в округе говорят, что одной из его отличительных черт в работе с людьми, является умение отлично устанавливать контакты с собеседниками, способность владеть обстановкой во время частых встреч с жителями округа, представителями всех окружных и муниципальных служб, с легкостью находя решение, казалось бы, неразрешимых вопросов.

О некоторых аспектах развития социальной, экологической и экономической жизни округа рассказывает префект Юго-Восточного административного округа Владимир Борисович ЗОТОВ.

Статья из газеты «Экономика и жизнь» №19 май 1995, Московский выпуск.

- Расскажите, пожалуйста, в двух словах, что представляет собой целевая схема развития, разработанная в вашем округе?

- Прежде всего мне хотелось бы сказать, что мы делаем все, чтобы надежно работала система территориальных органов власти. Приоритеты в управления и экономике, конечно, можно менять, но если сегодня что-то упустить, то потом это будет чревато последствиями. Основной девиз в нашей работе надежность по всем направлениям, которая и обеспечивается системным подходом организации местных органов власти и управления. Мы занимаемся практически всей жизнью города, всеми вопросами жизнеобеспечения и социальной защиты, поскольку проблемы города состоят из проблем округов.

А то, что вы назвали схемой развития, - это система социально-экономического развития нашего округа, включающая цели нескольких уровней. Цели первого уровня сформулированы в шести комплексах экономические реформы, социальная защита, жилищная проблема, потребительский рынок, экология и инженерная инфраструктура и, наконец, комплекс развития культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории. Последующие уровни всего дерева системы реализуются уже в конкретных планируемых мероприятиях. Всего в комплексах 44 направления, которыми мы занимаемся. Они достаточно гибкие мы дополняем, уточняем эти задачи. Например, в этом году приоритетными являются все мероприятия, посвященные 50-летию Победы.

Уже несколько лет мы ориентируемся на такой системный подход к социально-экономическому планированию и управлению. Я считаю, что мы уже живем в рыночных отношениях. Большинство предприятий, организаций, обслуживающих население, приватизировались, акционировались и т.д. Им уже никто не будет предписывать сверху - что делать. Сейчас стоят задачи научиться работать по-новому.

- Какие задачи вы считаете наиболее важными сейчас из комплекса экономических реформ?

- Пожалуй, инвестиционную деятельность. Она ведется в округе по трем направлениям. Во-первых, свои инвестиции, когда для решения каких то проблем мы изыскиваем собственные средства (например, на этот год у нас запланировано около 26 млрд. руб.) Сами строим отделения внутренних дел, поликлинику в Юрьевском проезде, автодормехбазу и многие другие социально важные объекты. В прошлом году из средств инвестиционного фонда префектуры направлено 3,5 млрд. рублей на финансирование строительства автодормехбазы в Люблино. Для того чтобы инвестировать собственную инвестиционную деятельность, несколько лет назад мы создали специальный инвестиционный фонд. Деньги, которые мы получаем от конкурсов продажи права аренды нежилых помещений, земли, недостроенных объектов, сливаются в этот инвестиционный фонд и идут исключительно на создание новых объектов строительства.

Второе направление нашей инвестиционной деятельности связано с курированием некоторых городских проектов. Мы инвестируем, например, строительство отдельных социальных объектов, жилья и т.д. И в третьих, инициативная деятельность, в задачу которой входит создание условий, чтобы инвестиции шли на территорию.

- На территории округа действуют свыше 7 тыс. малых предприятий. Каким образом в рамках общегородской Комплексной программы в округе осуществляется поддержка малого предпринимательства?

- Разрабатывая программу развития и поддержки малого предпринимательства, мы пошли по пути построения иерархической системы, то есть создали сначала советы предпринимателей в муниципальных районах и из них сформировали Совет предпринимателей ЮВАО, которые лучше знают конъюнктуру на местах. Члены Совета встречаются с руководителями предприятий, сотрудничают с Москомимуществом, Земельным комитетом Совет предпринимателей работает в тесном сотрудничестве с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. Наша задача создание организационных структур, мы резервируем для предприятий помещения, оказываем помощь в закупке техники, целевым назначением выделили несколько участков земли без конкурса для тех малых предприятий, которые хотят заниматься уборкой территорий, и т.д. В среднем у нас проходит два конкурса в месяц по реализации права аренды нежилых помещений. Уже решен вопрос о выделении почти миллиарда рублей на поддержку малого предпринимательства в округе.

- Если говорить об особенностях вашего округа, я берусь назвать четыре основные: крупнейшая промзона и как следствие «нечистая экология» (онкологические и желудочно-кишечные заболевания - бич округа, поскольку жители дышат вредными выбросами и пьют нездоровую воду), самый большой в городе масштаб строительства и очень высокий уровень преступности. Вы согласитесь с этим?

- Не совсем. По поводу экологии и преступности так можно сказать не только о нашем округе. Во-первых, это действительно самая сверхиндустриальная территория города. На юго-востоке Москвы сосредоточено строительных комплексов и промышленных предприятий больше, чем в любом другом округе. Это заводы «Серп и Молот», АЗЛК, подшипниковый ГПЗ-1, нефтеперерабатывающий, шинный, Карачаровские заводы, Люблинский литейномеханический и другие. У нас около 40% всех «грязных» предприятий города! К тому же 30% предприятий стройиндустрии (цементные элеваторы, заводы железобетонных изделий, деревообрабатывающие комбинаты). Во-вторых, и, естественно, как следствие сильно загрязненная территория и нездоровая экологическая ситуация. У нас почти 500 га земли, где годами собирались канализационные сбросы всего города и даже части Подмосковья. Сейчас это все выводится срочным порядком с территории округа, идет рекультивация земли. И, наконец, округ находится в низовьях реки Москвы, которая, проходя через весь город, собирает стоки и грязной попадает уже к нам. Но и это еще не все. Сегодня и без того тяжелая экологическая обстановка ухудшается из-за огромных масштабов строительства метро (12,5 км линий при 16 км имеющихся) и двух больших площадок строительного комплекса (в Жулебино и Марьинском парке).

Сегодня в социальном комплексе наиболее важными являются для нас три направления борьба с преступностью в целях безопасности жителей округа, обеспечение нормального функционирования школ и социальная защита малообеспеченного населения. К сожалению, несмотря на то, что мы строим много объектов для милиции, стараемся обеспечивать жильем, повышаем зарплату, создаем нормальные условия для работы, закупаем оргтехнику и машины, преступности в округе не становится меньше. В милиции та же проблема, что и в школе - некому работать. Нам необходимо построить еще много школ, потому что в некоторых старых районах, например в Печатниках, Кузьминках, еще учатся в 2 смены. За 1992-1995 гг. в округе уже построены 17 школ, 34 детских сада, 21 объект здравоохранения (поликлиники, молочные кухни, 5 аптек), 17 объектов ГУВД, ЗАГС и т.д. Но самая больная проблема - школы, которым необходимы кадры и ритмичное финансирование. Кадров в школе не хватает как по техническим дисциплинам (математика, физика), так и гуманитарным, особенно по иностранному языку. В целях обеспечения социальной защиты населения в округе действуют 7 центров и 8 муниципальных управлений социального обслуживания, 6 отделений социальной скорой помощи, 29 столовых обеспечивают бесплатным питанием более 65 тыс. инвалидов и пенсионеров. Различными видами социальной помощи охвачено большинство нетрудоспособные и малообеспеченных граждан - почти каждый третий житель округа.

И третья наша особенность недоразвитость инфраструктур жизнеобеспечения округа. Автодормехбазу, например, мы строим не от хорошей жизни - у нас нет объектов, которые бы обслуживали уборку улиц и вывоз мусора. Такие районы, как Марьино, Люблино, Печатники, Южный порт, не связаны с городом линиями метро. А там сотни тысяч людей? Криминогенная обстановка в округе тоже очень непростая. Это рабочие районы, у нас только рабочих общежитий - более 200.

- Жилищная проблема по-прежнему остается в Москве самой острой и трудноразрешимой. А как у вас обстоит дело?

- 43% всего строящегося в Москве жилья (более миллиона квадратных метров) приходится на Юго-Восточный округ. Из всего жилого фонда на территории округа только 3% ветхого жилья. Сейчас в округе в коммунальных квартирах проживает немногим более 14% москвичей, а средняя обеспеченность жильем составляет 17,2 кв. м. на человека. В этом году запланировано построить 1 млн. 200 тыс. кв. м. жилья.

- Вы сказали, что в округе некому работать, а в Москве давно обсуждается проблема безработицы. Зарплата - основная причина нехватки кадров?

- Я не соглашусь, что у нас безработица. И не в зарплате дело. Просто в Москве не хватает людей, недостаточно трудовых ресурсов. Это моя точка зрения, с нею можно спорить, но я убежден в этом. На тех, кто работает, большая нагрузка, а следовательно, о высоком мастерстве или дисциплине речь уже не может идти. Наверное, безработица не за горами, но пока говорить о ней преждевременно, хотя бы потому, что пока мы создаем огромное количество общественных рабочих мест. В детских садах и школах, в строительном и транспортном комплексе, в социальном обслуживании и в милиции не хватает людей, некому убирать улицы, ремонтировать дороги, озеленять и благоустраивать территорию Хотя мне кажется, что наш округ самый красивый и зеленый. Повсюду новые остановочные павильоны, побеленные деревья. Много средств выделяется на поддержку и развитие культуры в округе, мы финансируем реставрационные работы в парке «Кузьминки» и Лефортовском парке, оказывали поддержку первому в Москве муниципальному театру Чихачева.

- Как построена работа префектуры с муниципальными районами по вопросам потребительского рынка?

- В комплексе потребительского рынка мы работаем по многим направлениям развитие инфраструктуры торговли, бытового обслуживания жителей и сетей общественного питания, координация и контроль работы предприятий потребительского рынка, организация школьного и дошкольного питания детей, организация сезонной торговли, развитие сети объектов обеспечения и обслуживания предприятии потребительского рынка (оптовые и мелкооптовые базы, рынки, таможенные терминалы и т.д.). Я считаю, что в комплексе потребительского рынка сегодня острейшая проблема - повышение культуры обслуживания. Ведь когда приватизировались магазины, все думали, что они теперь и заработают по другому, привлекая к себе покупателей качеством обслуживания. Но приватизация так и не дала ожидаемых результатов. Нет достаточной инфраструктуры, конкуренции среди торговых предприятий. У нас есть районы, где недостаточно представлена сеть торговли, и наша задача - создать эту сеть и условия, чтобы не было монополизма и в оптовом звене, чтобы предприятия, создав конкурентную среду, старались заполучить себе как можно больше покупателей. И чтобы вы могли больше не ходить в тот магазин, где продавец нахамил вам.

Кстати во многих столицах мира в сфере торговли и обслуживания занято от 30 до 50% трудоспособного населения, а у нас, к сожалению, только 12 15%. То есть говорить, что многие пошли в палатки, коммерческие магазины, - рано. Туда должны уйти еще, по меньшей мере, миллион человек. Вот тогда будет конкуренция, тогда будут встречать покупателей у входа и предлагать продукты на выбор. В прошлом году городская Дума приняла хороший закон о штрафных санкциях в работе предприятий потребительского рынка столицы, который предусматривает ответственность и за нарушения срока выполнения услуг предприятий бытового обслуживания, и за неправильно оформленные ценники, и за нарушение порядка пользования измерительными приборами и т.д. Закон интересен тем, что сейчас, кроме Мосторгинспекции, налоговой инспекции, муниципальные округа, отвечающие за общий порядок в торговле, получили право осуществлять такой контроль, выносить распоряжения и наказывать штрафами работников торговли. У нас уже нарабатывается такая практика, мы ведем статистику нарушений по всем районам, которая поступает от супрефектов, закон работает и дает право бороться с нарушениями.

- Любой округ трудно приспособить под какие-то схемы, везде разные условия. Что вы считаете главным в работе префекта?

- Прежде всего, учитывать особенности своего округа. Сложностей, конечно, много, но я оптимист и могу с уверенностью сказать: просто всем надо добросовестно заниматься своим делом, надо работать тогда и жить будем хорошо.

Беседу вела Т. Багирова

Файлы: