Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Методы повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. В условиях перехода к рыночной экономике, когда проводятся структурные, финансовые и правовые изменения, возрастает роль транспорта как коммуникационной системы, связывающей и обеспечивающей жизнедеятельность всех отраслей. В то же время сам транспорт довольно чувствительно испытывает влияние переходного периода (перебои в снабжении, нестабильность ценовой и налоговой политики, дефицит ресурсов и т.д.). Все это сказывается на результатах его работы.

В данный период существенно повышается роль системы управления, ее стабильности, оперативной приспособляемости к быстро меняющимся условиям, новых методов и подходов в управлении, позволяющих сгладить влияние негативных возмущений и стаби- лизировать работу транспорта. Особую актуальность вышеуказанное приобретает и в сфере городских автобусных перевозок.

Автобусные перевозки, несмотря на сокращение в переходном периоде объемов производства и платежеспособного спроса населения, остаются ведущими, особенно во внутригородском сообщении. Их удельный вес в перевозке пассажиров по России в 1993 году составил 54.7 %, а в г. Москве - 65 %. В 1993 году автобусные перевозки осуществлялись в более чем 1350 городах и населенных пунктах городского типа Российской Федерации.

Важной особенностью пассажирских, в том числе и автобусных перевозок, является их социальное значение и связанная с этим дотационность, источником которой в региональных условиях является федеральный и муниципальный бюджеты, возможности которых ограничены. В 1993 году размер дотаций городским автобусным перевозкам по России составил 912.9 млрд. рублей, а по г. Москве 56.2 млрд. рублей.

Техническая эксплуатация, являясь важнейшей подсистемой автомобильного транспорта, определяет прямо или косвенно до 40...45% себестоимости автобусных перевозок, влияет через техническое состояние подвижного состава на безопасность и регулярность движения, окружающую среду.

В связи с этим актуальными являются исследования, направленные на оценку и разработку мер по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов путем выявления и реализации внутренних резервов автотранспортного предприятия.

Целью работы является разработка методических основ системы целенаправленного повышения эффективности технической эксплуатации автобусов.

Объектом исследования является подсистема технической эксплуатации городских автобусов пассажирского автотранспортного предприятия.

Научная новизна работы характеризуется:

  • использованием программно-целевого подхода при решении задач повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • новым методическим подходом к совокупной оценке эффективности технической эксплуатации городских автобусов, основанным на учете уровней безотказности, интенсивности использования, затрат труда и суммарных затрат на техническую эксплуатацию автобусов;
  • построением обобщенных многофакторных моделей эффективности ТЭ городских автобусов, позволяющих разрабатывать нормативы эффективности их работы;
  • обоснованием количественных показателей оценки эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • созданием научно-методических основ обоснования и реализации мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности технической эксплуатации и использования автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.

Практическая ценность работы заключается в разработке методов повышения эффективности технической эксплуатации, основанных на инструментальной оценке для конкретных предприятий, условий эксплуатации и показателей эффективности технической эксплуатации автобусов.

Реализация, результатов работы. Опытное внедрение и отладка основных положений работы выполнены в 11-м автобусном парке г. Москвы и рекомендованы техническим советом государственной компании Мосгортранс для использования во всех автобусных предприятиях.

Отдельные результаты выполненных исследований использованы при разработке в ГК Мосгортранс методики определения резерва исправных автобусов, территориально-отраслевой программы интенсификации городского пассажирского транспорта г. Москвы "Прогресс-95", методических положений по внутрихозяйственному расчету в автобусных парках Мосгортранса, методики определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов, методических основ разработки внутренних нормативов эффективности ТЭ автобусов в автотранспортном предприятии, методических указаний по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии и в учебном процессе на кафедре "Эксплуатация автомобильного транспорта" МАДИ (ТУ).

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы ( 1989 г.), на шестом пленуме московского городского правления Всесоюзного научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания ( 1989 г.), на научно-технических конференциях МАДИ в 1987-1990 годах, на заседаниях научно-технического совета института МосгортрансНИИпроект в 1988 г., научно-технических семинарах общества "Знание" "Проектирование производственно- технической базы наземного городского пассажирского транспорта с учетом современных требований" ( 1990 г.) и "Опыт эксплуатации и ремонта нового подвижного состава городского пассажирского транспорта" (1990 г.), на заседаниях технического совета государственной компании Мосгортранс и ряда автобусных парков Г. Москвы в 1990-1994 годах.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 10 печатных работах.

На защиту выносятся

  • критерии оценки эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • многофакторные модели, отражающие связи и влияние факторов на показатели эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • методические основы разработки внутренних нормативов эффективности ТЭ автобусов в автотранспортном предприятии;
  • методика определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • методические указания по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и содержит: 129 страниц машинописного текста, 30 таблиц, 37 рисунков, списка литературы из 153 наименований и 3 приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность работы, излагаются цели исследования, научная новизна и практическая ценность работы.

В первой главе анализируется техническая эксплуатация автомобилей в качестве подсистемы автомобильного транспорта. Рассматривается влияние технической эксплуатации городских автобусов г. Москвы на эффективность перевозок пассажиров. Показана важность в современных условиях хозяйствования объективного определения показателей эффективности технической эксплуатации городских автобусов. Установлено также, что в последнее время на пассажирском транспорте возрастают требования к повышению работоспособности автобусов, их интенсивному использованию и к сокращению расходов трудовых и материальных ресурсов.

Обзор и анализ работ по повышению эффективности технической эксплуатации автомобилей, выполненных в МАДИ, НИИАТе, ИКТП, КАДИ, КАДИ, Саратовском политехническом институте, МосгортрансНИИпроекте, другими организациями и учеными выявил ряд причин, снижающих эффективность технической эксплуатации автобусов, среди которых можно выделить:

  • отсутствие методических основ и единого подхода к оценке эффективности технической эксплуатации городских автобусов;
  • многочисленность факторов, влияющих на эффективность технической эксплуатации, которые были получены в различных условиях эксплуатации и для различных типов и модификаций подвижного состава;
  • отражение авторами только отдельных составляющих эффективности технической эксплуатации при ее описании и оценке;

На основании проведенного анализа определены основные задачи исследования:

  1. Анализ и систематизация факторов, влияющих на эффективность технической эксплуатации городских автобусов.
  2. Формализация взаимной связи показателей эффективности технической эксплуатации автобусов и транспортного процесса.
  3. Обоснование и выбор математического аппарата для построения целевой функции эффективности технической эксплуатации городских автобусов.
  4. Построение обобщенной модели эффективности технической эксплуатации городских автобусов пассажирского автотранспортного предприятия.
  5. Разработка методики определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов.
  6. Разработка методических указаний по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.

На основе положений программно-целевого подхода и литературного обзора разработана общая методика исследований, включающая теоретические и экспериментальные исследования.

Во второй главе на основании выполненного обобщения отечественного и зарубежного опыта и проведенных исследований была выдвинута гипотеза о возможности установления количественных связей между показателями эффективности технической эксплуатации автобусов, характеристиками дерева целей ТЭА и факторами, определяющими дерево систем ТЭА. При этом генеральная цель - повышение эффективности технической эксплуатации в результате декомпозиции разлагается на более конкретные цеди второго и третьего уровней (рис. 1):

При этом предполагалось, что для хозяйственного уровня управления, т.е. автобусного предприятия, существует возможность:

во-первых, группировки многочисленных целей в достаточно компактные и обозреваемые группы целей второго и третьего уровня целей технической эксплуатации, которые характеризуют повышение безотказности работы автобусов на линии ( ), определяющей регулярность работы и уровень обслуживания населения;

 

  • повышение интенсивности использования подвижного состава ( ), отражающей уровень доходов и расходов;
  • сокращение затрат труда ( ), отражающей уровень производительности персонала инженерно-технической службы;
  • сокращение общих затрат на техническую эксплуатацию ( ), определяющих степень влияния инженерно-технической службы на размер расходов автотранспортного предприятия;

Цель первого уровня

Цеди второго уровня

Цели третьего уровня

 

во-вторых, установления количественных и качественных связей между целевыми показателями второго и третьего уровня дерева целей (формулы 1-4). Причем цели третьего уровня, как показано в работе, могут быть количественно охарактеризованы системой показателей, содержащихся в отчетных данных предприятия, или подученных на их основе при минимальных дополнительных наблюдениях и расчетах.

Совокупность является обобщающим показателем эффективности технической эксплуатации (Ц об) и количественно характеризует цели ее первого (высшего) уровня:

в-третьих, выявления целереалиэующей системы факторов дерева систем технической эксплуатации, которые влияют на достижение поставленных передней целей и количественного определения степени этого влияния:

где - соответственно факторы дерева систем технической эксплуатации, влияющие на изменение целевых показателей и достижение поставленной цели, т.е. достижения целевыми показателями (ЦП) нормативного значения (ЦН), т.е. ЦП>ЦН.

Во второй главе обосновывается выбор математического аппарата, а именно компонентного анализа, позволяющего решить поставленные задачи и построить необходимые математические модели, которые дают возможность управлять показателями эффективности технической эксплуатации автобусов путем выбора соответствующих мероприятий по ее совершенствованию.

Завершающей частью теоретических исследований является обоснование методических основ повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии, базирующихся на следующих основных принципах использовании программно-целевого подхода при решении задач повышения эффективности ТЭ автобусного предприятия;

  • знании механизма и количественной оценке основных закономерностей;
  • обязательном выявлении и оценке всех факторов и подфакторов, способствующих достижению поставленных целей;
  • объективной оценке достигнутого уровня эффективности ТЭ автобусного предприятия по целевым нормативам;
  • реализации взаимоувязанных функций управления эффективностью.

Алгоритм повышения эффективности ТЭ городских автобусов по целевым нормативам представлен на рис. 2.

В третьей главе представлены общая и частные методики проведения экспериментальных исследований и однофакторные математические модели эффективности технической эксплуатации, их анализ и графическая интерпретация.

Экспериментальные исследования проводились в автобусных парках г. Москвы, имеющих современную организационную структуру и уровень развития. В процессе этих исследований был проведен пассивный эксперимент по анализу производственно-хозяйственной деятельности 12 автобусных парков г. Москвы в течение шестилетнего периода по 25 показателям. Обработка результатов наблюдений проводилась по стандартным методикам.

В результате были получены статистические характеристики (средние значения, среднеквадратические отклонения, коэффициенты вариации) показателей, характеризующих эффективность технической эксплуатации автобусов и построены однофакторные математические модели, извлечения и примеры по которым приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Статистические характеристики параметров, характеризующих эффективность технической эксплуатации автобусов

Наименование

Обозна-

Статистические характеристики

параметра

чение

Среднее значение

Среднеквадр. отклонение

Коэффициент вариации

Время в наряде, час

Удельные переменные расходы, руб./1000 км

Укомплектованность водителями, вод./авт.

Наработка на случай линейного отказа, тыс. км

Коэффициент потерь линейного времени по техническим причинам

Коэффициент выпуска автобусов в рабочие дни

Среднегодовой пробег автобуса, тыс. км

Количество ремонтных рабочих, приходящееся на один списочный автобус, чел./авт.

Удельные затраты на запасные части, руб./1000 км

Т Н

С 1000

В А

1 ОТК

К t УД

α ВРД

L СРГ

Рра

С З1000

12.63

413.83

2.05

2.69

1.16

0.83

68.62

0.57

29.97

О.58

27.05

0.17

0.74

0.36

0.03

6.16

0.07

7.45

0.05

0.07

0.08

0.28

0.31

0.04

0.09

0.12

0.25

 

В четвертой главе обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований, представлены математические модели главных компонент по безотказности работы на линии, интенсивности использования автобусов, трудовых и материальных затрат на техническую эксплуатацию, а также методика определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов и методические указания по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.

Математические модели главных компонент, характеризующие обобщенную модель повышения эффективности технической эксплуатации имеют следующий вид:

  • по безотказности работы автобусов на линии:
    U б = 1.948 К t уд + 0.95 1 отк - 4.7, (10)
    где К t уд - коэффициент потерь линейного времени по техническим причинам;
    1 отк - наработка на случай линейного отказа, тыс. км;
  • по интенсивности использования автобусов:
    U и = 13.77α вн + 25.09α врд + 0.696Т н - 39.5, (11)
    где α вн - коэффициент выпуска автобусов в часы "пик";

α врд - коэффициент общего выпуска автобусов в рабочие дни;

Т н - среднее время в наряде, часы;

по затратам труда на техническую эксплуатацию:

U т = 0.007φ ва + 7.92Р ра + 0.03Т тор - 9.87, (12)

где φ ва - удельное время, отработанное водителями в ТО и ремонтах, час;

Р ра - удельное количество ремонтных рабочих, чел./авт.;

Т тор - удельная общая трудоемкость, чел. час/авт.;

по финансовым затратам на техническую эксплуатацию:

U з = 0.0165С 1000 + 0.0013С а + 0.0975С з1000 - 14.63, (13)

где С 1000 - удельные переменные расходы, руб./1000 км;

С а - удельные постоянные расходы, руб./авт.;

С з1000 - удельные затраты на запасные части, руб./1000 км;

U б, U и, U т, U а - показатели соответствующих компонент.

 

Анализ структуры главных компонент (формулы 10-13) позволил количественно оценить влияние на них отдельных факторов (рис. 3) и выявить вес наиболее важных из них, в частности:

  • по безотказности работы автобусов на линии - наработки на случай линейного отказа (53.1%);
  • по интенсивности использования - коэффициента выпуска автобусов в рабочие дни (52.8%);
  • по трудовым затратам - количества ремонтных рабочих, приходящихся на один автобус (44%);

а) безотказности работы автобусов на линии,

б) интенсивности использования автобусов на линии;

в) затрат груда на техническую эксплуатацию автобусов,

г) финансовых затрат на техническую эксплуатацию автобусов

по финансовым затратам - удельных переменных расходов (72.7%).

Оценено также изменение степени влияния целевых показателей при их фактических значениях и возможной вариации.

В четвертой главе приводятся также модели для определения целевых показателей от факторов дерева систем, влияющих на эффективность технической эксплуатации автобусов, в частности

по безотказности работы автобусов на линии:

U б = -2.017 - 11.882α врд - 0.473Т н + 0. 005С 1000 + 4.504В а +

+ 0.0715 L срг + 2.657Рра - 0.0299С з1000 + 0.0008Т тор (14)

по интенсивности использования автобусов:

U и = -13.67 + 0.0111С 1000 + 5.486Ва + 0.0046φ ва - 0.0221 L срг - 0.0635С з1000 (15)

по затратам труда на техническую эксплуатацию:

U т = —11.35 - 1.24К t уд + 18.57α врд + 3.98В а - 0.12 L срг + 0.О6П и (16)

по финансовым затратам на техническую эксплуатацию:

U а = -13.458 - 0.5941 отк - 15.586α вп + 3.791α врд - 0.791Т н + 0.0589 L срг + 0.0198П л (17)

где В а - укомплектованность водителями на один списочный автобус;

L срг - среднегодовой пробег одного списочного автобуса, тыс. км;

П и - обеспеченность ремонтными постами автобусов Икарус-280 в процентах к нормативу;

П л - обеспеченность ремонтными постами автобусов Лиаз-677 в процентах к нормативу.

Анализ полученных моделей показал, что основными факторами дерева систем, влияющими на обобщенную эффективность являются (рис. 4):

по безотказности работы автобусов на линии - коэффициент выпуска автобусов в рабочие дни (27.9%), укомплектованность водителями на один списочный автобус (26.1%), время в наряде (16.9%), среднегодовой пробег одного списочного автобуса (13.9%);

а) безотказность работы автобусов на линии;

б) интенсивность использования автобусов на линии,

в) затраты труда на техническую эксплуатацию автобусов,

г) финансовые затраты на техническую эксплуатацию автобусов

  • по интенсивности использования автобусов укомплектованность водителями на один списочный автобус (55.8%) и удельные переменные расходы (22.1%);
  • по затратам труда на техническую эксплуатацию коэффициент выпуска автобусов в рабочие дни (43.7%), среднегодовой пробег одного списочного автобуса (23.6%) и укомплектованность водителями на один списочный автобус (23.1%);
  • по финансовым затратам на техническую эксплуатацию - коэффициент выпуска автобусов в часы "пик" (34.9%), время в наряде (31.3%), среднегодовой пробег одного списочного автобуса (12.4%) и коэффициент выпуска автобусов в рабочие дни (9.8%).

В качестве практических материалов по результатам теоретических и экспериментальных исследований разработаны методические основы разработки внутренних нормативов эффективности ТЭ автобусов в автотранспортном предприятии, методика определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов и методические указания по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.

Блок-схема алгоритма методических указаний по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии представлена на рис 5.

Реализация методических указаний состоит из трех этапов

Первый этап включает в себя определение плановых значений параметров безотказности автобусов на линии.

Второй этап включает в себя определение фактических значений параметров безотказности и сравнение их с плановыми.

Третий этап, возникающий в результате рассогласования параметров в сторону ухудшения их фактических значений включает в себя разработку методики определения плана основных мероприятий повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов.

Опытное внедрение и отладка основных положений данного исследования были проведены в 11 автобусном парке г. Москвы и дали следующие результаты:

а) повысилась на 18% техническая готовность,

б) сократились на 15% линейные простои и на 10...15% потери линейного времени;

в) снизились на 30% текучесть водителей и на 22% - ремонтных рабочих;

г) на 10...12% снизились трудозатраты на ТО и ремонт автобусов;

д) до 10% уменьшились финансовые расходы предприятия на техническую эксплуатацию;

е) увеличилась на 15...20% интенсивность использования автобусов на линии.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

  1. Решена научная и практическая задача по оценке эффективности технической эксплуатации городских автобусов, разработаны теоретические и методические основы ее повышения.
  2. Определены обобщенный и частные показатели эффективности технической эксплуатации городских автобусов на уровне автотранспортного предприятия, а именно, по безотказности работы автобусов - наработка на случай линейного отказа и коэффициент потерь линейного времени по техническим причинам; по интенсивности использования автобусов - коэффициент выпуска автобусов в часы пик, коэффициент общего выпуска автобусов в рабочие дни, среднее время в наряде; по затратам труда на техническую эксплуатацию - удельное количество ремонтных рабочих, удельная общая трудоемкость, удельное время, отработанное водителями в ТО и ремонтах; по финансовым затратам на техническую эксплуатацию - удельные переменные расходы, удельные постоянные расходы, удельные затраты на запасные части.
  3. С применением компонентного анализа построены математические модели, связывающие целевые показатели первого и второго уровня дерева целей технической эксплуатации пассажирских предприятий, оценено влияние целереализующих факторов, характеризующих техническую эксплуатацию, на достижение поставленных целей.
  4. Выявлены и оценены главные факторы, влияющие на эффективность технической эксплуатации автобусов на уровне автотранспортного предприятия и являющиеся основой банка соответствующих мероприятий, обеспечивающих повышение ее эффективности.
  5. Применительно к автобусным предприятиям дана классификация основных организационных, технических и экономических мероприятий, составляющих целереалиаующую систему, обеспечивающих повышение эффективности технической эксплуатации. Дана оценка этих мероприятий по степени влияния на достижение поставленных целей, срокам реализации и экономичности.
  6. По результатам теоретических и экспериментальных исследований разработаны для практического использования предприятиями методические основы разработки внутренних нормативов эффективности технической эксплуатации автобусов в автотранспортном предприятии, методика определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов и методические указания по повышению эффективности технической эксплуатации автобусов в пассажирском автотранспортном предприятии.
  7. Внедрение основных разработок на предприятиях государственной компании Мосгортранс подтвердило основные теоретические разработки, улучшило условия и основные результаты деятельности технических служб автобусных парков. При этом повысилась на 18% техническая готовность, сократились на 15% линейные простои и на 10...16% потери линейного времени, снизились на 30% текучесть водителей и на 22% - ремонтных рабочих, на 10...12% снизились трудозатраты на ТО и ремонт автобусов, до 10% уменьшились финансовые расходы предприятия на техническую эксплуатацию, увеличились на 15...20% интенсивность использования автобусов на линии.
  8. Дальнейшие исследования целесообразно проводить в следующих направлениях: помаршрутное определение себестоимости автобусных перевозок в городах с установлением индивидуальных нормативов по статьям затрат с учетом условий эксплуатации и требований перевозочного процесса; разработка рекомендаций и руководящих документов, регламентирующих взаимодействие, взаиморасчеты и ответственность различных служб автобусного предприятия на основе целевого нормирования показателей эффективности;разработка методик оценки экологичности автобусов на различных маршрутах и методов сокращения отрицательного влияния автобусных перевозок на окружающую среду, особенно в условиях крупных городов.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Зотов В.В., Кузнецов Е.С., Максимов В.А. Анализ методов повышения работоспособности городских автобусов на линии на хозяйственном уровне управления. - М.: МАДИ, 1986г. - 9 с. Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР 06.11.86. N 431-ат8б.
  2. Зотов В.Б. Оптимизация потоков производственной информации при организации и проведении ТО автомобилей в АТП. Сборник научных трудов МАДИ: "Ресурсосберегающие технологические процессы технической эксплуатации автомобилей". - М., 1987. с.73-76.
  3. Зотов В.Б. Опыт автобусного парка N 11 Главмосгортраноа по экономному расходованию автомобильного топлива (информационное обеспечение). В сб.: Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей. Вып. 1. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса РОФСР, 1987. с.5-13.
  4. Кузнецов Е.С., Максимов В.А., Зотов В Б., Яковлев В.В. Методика определения необходимого размера резерва исправных автобусов. - М.: МАДИ, 1987. - 21 С.
  5. Зотов В.Б. Методы повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов. - М.: МосгортрансНИИпроект, 1990.- 12 с. Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР 26.10.90 г. N 773-ат 90.
  6. Зотов В.Б. Обобщенные критерии и система показателей эффективности технической эксплуатации городских автобусов для целей нормирования.-М.: МосгортрансНИИпроект. 1990.-11 с. Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РОДСР 26.10.90 г. N 774-ат90.
  7. Зотов В.Б. Эффективность технической эксплуатации городских автобусов в Мосгортранс.-М.: МосгортрансНИИпроект.-9 о. Деп. в ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР 26.10.1990. N 772 ат90.
  8. Хазиев А.А., Максимов В.А., Зотов В.Б. Использование внутренних резервов технической службы АТП для обеспечения работы автобусов на линии в условиях рыночных отношений //Автомобильный транспорт. Передовой производственный опыт и научно-технические достижения, рекомендуемые для применения на автомобильном транспорте. Серия Вопросы технической эксплуатации и ремонта автомобилей: Информ. сборник /Информавтотранс. Выпуск 2.-М., 1994.-46 с.
  9. Зотов В.Б. Методика определения основных мероприятий плана повышения эффективности технической эксплуатации городских автобусов. - М.: МАДИ (ТУ).-24 с. Деп. в Информавтотранс 27.09.94г. N 886-ат94.
  10. Зотов В.Б. Методические основы разработки внутренних нормативов эффективности ТЭ автобусов в автотранспортном предприятии. - М.: МАДИ (ТУ).-6 с. Деп. в Информавтотранс 27.09.94г. N 885-ат94.

Файлы: