Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Моделирование территориального управления.
Экономические и социальные технологии переходного общества.

1. Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подхода. Особую роль оно играет на территориальном уровне и, прежде всего, на уровне административного округа, муниципального района, где реализуется значительная часть федеральных, городских и местных программ.

Моделирование территориального управления направлено главным образом на совершенствование системы управления административной территорией. В условиях рыночных преобразований оно позволяет решить такие важные задачи, как:

  • развитие экономической базы территорий города, являющейся способом улучшения условий жизни людей и важным источником доходных поступлений, направляемых на социальное развитие;
  • создание условий для максимально возможного использования имеющихся и создания новых ресурсов, обеспечивающих решение сложнейшей задачи связи между экономикой и качеством жизни.

Решение этих задач следует осуществлять с учетом принципов: создания (а не распределения) национального дохода; стимулирования развития частного сектора и предпринимательства; укрепления интеграции с экономикой других регионов и стран; создания государственными органами территориального управления лучшей среды развития экономики. Важное значение в процессе моделирования имеют также: учет технологических процессов, обеспечивающих экологически безопасное проживание населения данной территории; экономическая постановка задач территориального управления, определяемых уровнем задач в территориальной и отраслевой иерархии, а также степенью проработки их информационного обеспечения.

2. Конструирование модели, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры, существенные для цели решения, является одним из основных этапов моделирования. Важнейшими блоками модели территориального управления являются:

  • управление экономическим развитием территории (экономические и правовые регуляторы, развитие приоритетных направлений предприниматель-ской деятельности, использование финансового и фондового рынка для увеличения доходной базы территории, регулирование земельных отношений, формирование внебюджетных источников финансовых средств и пр.);
  • управление градостроительством (разработка градостроительной концепции, определение приоритетных направлений и источников инвестиций в строительство и реконструкцию и пр.);
  • управление функционированием систем жизнеобеспечения, включающими энергоснабжение, водообеспечение и водоотведение, дорожное хозяйство, все виды транспорта и связи, озеленение и благоустройство, санитарную очистку города, инженерное обеспечение, эксплуатацию и ремонт жилищного хозяйства и пр.;
  • управление социальным климатом (социальная поддержка малоимущих слоев населения, детей, многодетных семей, инвалидов и ветеранов, реализация программ медицинской помощи, гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи, развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, борьба с преступностью, пенсионное обеспечение и пр.).

3. В планировании перспективного развития территории практический интерес представляет типовая модель столицы развитых стран мира, т.е. модель столицы с набором усредненных характеристик, некий “эталонный столичный город”. В основе ее построения может быть сравнительный анализ крупнейших столичных городов мира.

Файлы: