Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Актуальные проблемы охраны окружающей среды в административном округе столицы. 

По оценкам специалистов, в ближайшие 20 лет 5 млрд людей будут жить в мегаполисах, а в 2025 г. около 100 городов будут иметь население более 10 млн человек. Сверхконцентрация населения земного шара в крупных городах требует перехода от категории «окружающая среда» к категории «среда обитания» или «среда выживания».

Сегодня решение экологических проблем городов «лежит» в нескольких плоскостях. С одной стороны, это крупномасштабные, градостроительные, технические мероприятия, с другой - совокупность массивов небольших, но широко рассредоточенных мер, которые оказывают существенное влияние на экологическую политику.

В современных экономических и экологических условиях развития города мы, к сожалению, не можем обеспечить полную экологическую безопасность производств, продуктов, технологий, используемых топлив, принять решения, которые могли бы остано­вить растущие потоки автомобилей, быстро произвести масштабную замену изношенного подвижного состава, выстроить все достаточные защитные сооружения.

У нас нет возможностей это сделать одним махом, одним решением. К сожалению, это та реальность, с которой нам нужно считаться, формируя свои предложения и рекомендации. Поэтому необходимо настойчиво искать, предлагать и реализовывать те мероприятия, которые в этих условиях возможны.

Мне хотелось бы остановиться на Юго-Восточном административном округе Москвы, в пределах которого в концентрированном виде представлен целый комплекс экологических проблем города.

Социально-экономические особенности и экологическая характеристика Юго-Восточного административного округа Москвы

ЮВАО - это десятая часть Москвы, где проживает более миллиона жителей. Территория округа - 12 тыс. га. ЮВАО - один из самых индустриально развитых округов столицы. Здесь сосредоточено девять производственных зон, в которых размещается около 40% экологически неблагополучных, так называемых «грязных», промышленных производств Москвы.

Антропогенными источниками загрязнения приземной атмосферы в округе являются более 400 предприятий химической, машиностроительной, строительной промышленности, предприятий автотранспорта и механизации, многие из которых используют вещества 1-го и 2-го классов опасности, применяют канцерогенные вещества. Предприятия округа выбрасывают в атмосферный воздух столицы 27% загрязняющих веществ.

Интенсивная застройка города, увеличение загрязнения поверхностного стока приводят к загрязнению грунтовых вод. Более 80% территории округа загрязнено такими тяжелыми металлами, как: медь, хром, серебро, никель, свинец, цинк, кадмий. Имеются очаги радиоактивного загрязнения.

Площадь озелененной территории округа составляет около 20 км , или 17% всей территории округа, и включает 4 парка, скверы, газоны, цветники. Обеспеченность жителей ЮВАО зелеными насаждениями общего пользования ( 200,4 га ) значительно меньше нормативного уровня. Идет интенсивная деградация зеленых насаждений под влиянием общей антропогенной нагрузки на природную среду.

Ежегодно в ЮВАО образуется более 145 тыс. т отходов производства (как инертных, так и токсичных).

Особую опасность представляет радиоактивное загрязнение от предприятий, расположенных в округе и использующих в технологии производств источники ионизирующего излучения.

Сброс недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий, загрязненного ливнестока приводит к загрязнению открытых водоемов, которых на территории округа насчитывается около 50 общей площадью свыше 1 км2.

Около 30% населения округа в настоящее время проживает в зоне интенсивного шумового и вибрационного воздействия. Основными источниками шума в округе являются транспорт и промышленные предприятия.

Основным водным объектом ЮВАО является р. Москва. На территории округа также протекают реки: Яуза, Нищенка, Поно марка, Капотня, Сара, Подон, Копань, ручьи Фрезер, Угрешский, Карачаровский, Хохловский; в границах округа расположены ряд прудов, из них наиболее крупные - Банный, северный Шибаевский, Щучий, Гитара, Верхние поля, Люблинские, Кузьминские, Лефортовские, Садки. Часть рек и ручьев полностью протекают в коллекторах.

Воды р. Москвы подступают к границе ЮВАО уже загрязненными свыше допустимых норм. Особенно высоко загрязнение вод р. Москвы нефтепродуктами, взвешенными веществами. Притоки р. Москвы и выпуски коллекторов привносят дополнительные загрязнения. В водах pp . Яуза, Нищенка, Пономарка содержание нефтепродуктов превышает уровень предельно допустимых концентраций от 2 до 6 раз.

Таким образом, в Юго-Восточном административном округе как на экспериментальной модели сконцентрированы все виды городских проблем экологического характера. Удельный вклад ЮВАО в загрязнение атмосферы города составляет более 20% и является самым высоким из всех административных округов Москвы.

Влияние автотранспорта на загрязнение окружающей среды

Крупнейшим источником загрязнения атмосферы вредными выбросами является автомобильный транспорт. Автомобильный парк ЮВАО составляет около 300 тыс. ед. На территории округа наметилась стабилизация прироста автотранспорта.

По оценкам специалистов, доля воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду превышает в округе 83%.

Источниками загрязнения окружающей среды от автотранспортного комплекса являются вредные компоненты (более 200 видов), которые поступают в атмосферный воздух, почву и воду при движении, хранении, запуске, заправке, мойке, техническом обслуживании и ремонте, а также утилизации автомобиля и его элементов.

В числе факторов неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта, приводящих к изменениям природной среды, которые мы ощущаем повседневно, отметим следующие:

  • Загрязнение окружающей среды отходами от автомобильного транспорта: компонентами от сгорания моторного топлива, износа покрышек автомобилей; отходами от утилизации самих машин, причем весьма «агрессивных» (например, таких как свинец).
  • Шумовое и вибрационное воздействие на окружающую среду. В настоящее время в зоне интенсивного шумового и вибрационного воздействия проживает не менее 30% населения округа. Превышение уровней шума от автотранспорта вдоль основных автомагистралей составляет 10 - 20дБА.
  • Сокращение площадей под озеленение за счет строительства новых дорог, площадок, гаражей.

Говоря о влиянии транспорта на окружающую среду, следует остановиться на ряде основных условий экологического оздоровления и оценить их с позиций управляемости по уровням: город - округ - район.

К этим условиям относятся:

  • Выбор экологически безопасных видов транспорта. Необходимо увеличивать число подвижного состава электрического транспорта и число автомобилей, не допускающих шума.
  • Оптимизация дорожно-транспортных схем движения транспорта, содержание дорог и т. д. Все элементы, составляющие фактор дорожной сети, являются управляемыми. Главными проблемами здесь являются средства и время.
  • Улучшение технического состояния подвижного составатранспорта.
  • Совершенствование качественных характеристик и видов топлива для двигателей внутреннего сгорания (в том числе перевод на газовое топливо и газовые смеси).

Реализация вышеназванных условий на всех уровнях управления позволит значительно снизить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду.

Удельные годовые выбросы на один автомобиль в ЮВАО составляют примерно одну тонну (в городе - 845 кг ), на одного жителя округа в среднем приходится более 200 кг (в городе - более 120кг). По прогнозным оценкам, при сохранении сложившихся тенденций объем загрязнения окружающей среды города от автомобильного транспорта увеличится к 2005 г . по сравнению с 1995 г . в 1,4-1,5 раза, а к 2010 г . - более чем в 2,5 раза.

Загрязнения и отходы, образовавшиеся в результате деятельности автотранспортного комплекса, характеризуются большой неравномерностью их образования и выделения по типам автомобилей, времени суток, территориям и улицам округа. Так, наибольшее загрязнение от движущегося автомобильного транспорта ЮВАО приходится на МКАД (16,4%). Высокий удельный вес загрязнений также отмечается на следующих улицах и проспектах ЮВАО: Рязанский проспект (9,9%), Волгоградский проспект (9,9%), улицы Люблинская, Южнопортовая, Нижегородская, Шоссейная, Велозаводская, шоссе Энтузиастов, Лермонтовский проезд.

Наибольший объем годовых выбросов вредных веществ в массовом выражении приходится на районы Нижегородский (более 35 тыс. т), Печатники, Жулебино, Кузьминки (22 тыс. т).

Наибольший удельный вес годовых массовых выбросов вредных веществ на одного жителя отмечается в районах Жулебино (900 кг) и Печатники (650 кг).

Занимая седьмое место в городе по численности населения, четвертое по площади, восьмое по количеству зарегистрированных автомобилей, ЮВАО осуществляет более 20% всех загрязнений ат мосферы города и около 9% валовых выбросов от автомобильного транспорта.

В округе реализуется Территориальная транспортно-экологическая программа на период до 2005 г . В ее основе лежат материалы исследования экологической ситуации в округе, включающие результаты тщательного исследования улично-дорожной сети и инфраструктуры автотранспортного комплекса, определение реаль­ ных объемов загрязнений от движущегося автотранспорта и его ин фраструктуры.

Структуру программы составляют:

  1. комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить в округе в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.04.96 № 341 «О мерах по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на экологическую обстановку в Москве» и другими постановлениями Правительства Москвы;
  2. комплекс организационных, технологических и технических мероприятий, предусматривающих локальные меры по совершенствованию структуры автопарка округа, приведению его в соответствии с нормами на токсичность и дымность, увеличению пропускной способности отдельных улиц и их участков, внедрению различных технических средств, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ в АТК и др.;
  3. мероприятия по научно-методическому и опытно-исследовательскому сопровождению программы. Такой подход к формированию программы обеспечивает комплексность проводимых мероприятий.

Стационарные источники загрязнения окружающей среды

Для округа характерна концентрация крупных промышленных предприятий, применяющих технологии с высоким уровнем воздействия на окружающую среду. Здесь расположены предприятия нефтеперерабатывающей и химической промышленности, автомобилестроительные и машиностроительные заводы, заводы промышленности строительных материалов (железобетонные, асфальтобетонные, цементный элеватор), деревообрабатывающие комбинаты, большое количество автотранспортных и складских предприятий. Ряд предприятий применяют устаревшие технологии.

За последние 5 лет наметилось разделение промышленности на два сектора.

Первый - развивающиеся отрасли:

  • топливно-энергетический комплекс,
  • цветная металлургия и химическая промышленность,
  • индустрия товаров народного потребления, в том числе пищевая промышленность.

Второй - отрасли со спадом производства:

  • машиностроение,
  • металлообработка,
  • черная металлургия,
  • текстильная промышленность.

Соответствующей перестройки требует и использование территорий, занятых этими группами предприятий.

Прежде всего требует решения проблема слабого финансового обеспечения проектных проработок по планировке территорий промышленных зон. Практически не выделялись средства на реализацию ранее подготовленных проектов их реконструкции, направленных на упорядочивание и оптимизацию использования их территории. Развитие указанных отраслей велось за счет застраивания новых городских территорий.

Другой проблемой, существенно ограничивающей возможности использования городских территорий, является отчуждение больших площадей под санитарно-защитные зоны.

За последние годы разработан только единственный проект организации санитарно-защитной зоны для промышленной зоны «Капотня».

Следует отметить, что разработка сравнительно недорогих мероприятий по снижению уровня воздействия техногенных источников или обоснование отсутствия такого воздействия позволило бы существенно сократить размеры СЗЗ по сравнению с нормативными. Это смогло бы открыть возможность для освоения новых территорий не только для размещения новых производств, но и под жилищное строительство, размещение коммунальных объектов, общее озеленение.

Одним из существенных экономических рычагов, стимулирующих промышленные предприятия снижать объемы загрязнений окружающей среды, могло бы стать введение обязательной платы за землю в пределах всей санитарно-защитной зоны предприятия, а не только за территорию промышленного предприятия. Сегодня промышленные предприятия экономически не заинтересованы улучшать экологическую ситуацию на своих производствах. А ведь земля в крупных городах мира стоит от 5 до 10 тыс. долл. за 1 м 2 , и введение обязательности платы за землю в пределах всей санитарно-защитной зоны будет способствовать не только улучшению социально-экологической обстановки, но и развитию экономической базы города.

В условиях бюджетной ограниченности средств приоритетными источниками финансирования мероприятий по экологии должны стать внебюджетные средства. Необходима разработка и реализация нетрадиционных схем финансирования мероприятий по экологической безопасности (частное инвестирование юридическими лицами на основе льготных налогов, ценообразования и аренды, меж дународная помощь и др.). Необходима разработка и активное внедрение льгот по налогам и платежам для предприятий, реализующих природоохранные мероприятия.

В Москве принята и действует «Комплексная программа промышленной деятельности города Москвы на 2004-2006 гг.». В качестве составной части она содержит подпрограмму «промышленность и экология». Поставленные в ней задачи вытекают из «Концепции экологической безопасности Москвы» и «Модели устойчивого, экологически безопасного промышленного развития», разработанной ООН в 1992 г. и утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В качестве приоритетов для поддержки на ближайшую среднесрочную перспективу в программе выделены следующие направления:

  • совершенствование производства в части материалосбере жения и рециклинга, использования вторичных энергоресурсов, превентивного подавления выбросов в атмосферный воздух и воду;
  • разработка механизмов экологизации производств, включая разработку системы классификации предприятий и категорирова ния производств по эколого-экономическим показателям и генеральную схему регулирования обращения с отходами.

Обращение с отходами производства и потребления

Сложившаяся в городе ситуация в области образования и обращения с отходами производства и потребления ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и представляет серьезную угрозу для здоровья нынешнего и будущих поколений москвичей. Неиспользуемые отходы - это миллионы тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими из которых практически уже не располагает страна. Между тем многие виды отходов могли бы быть возвращены в производственный цикл или для повторного использования другими потребителями, если бы были созданы необходимые организационно-правовые предпосылки для решения этих вопросов.

Ежегодно в ЮВАО образуется более 145 тыс. т отходов производства (как инертных, так и токсичных). Около 60% всех отходов подвергаются промышленной переработке, 25% поступают на полигоны, 10% хранятся неорганизованно и более 6% незаконно размещаются на территории города. Кроме отходов производства, 230 тыс. т твердых бытовых отходов образуются в жилищном секторе.

До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике при низких по мировым меркам ценах на природное сырье в России не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на здоровье населения и окружающую среду.

Принятый 24.06.98 № 89-ФЗ Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» носит рамочный характер и не решил накопившиеся в этой сфере многочисленные проблемы.

Учитывая особую эколого-социальную значимость проблемы переработки и утилизации отходов в Москве, утверждены Концепция и проект закона «Об отходах производства и потребления в городе Москве». Они ориентированы на раздельный сбор и сортировку отходов жилого и нежилого секторов с извлечением вторичных ресурсов и потенциально опасных компонентов, создание стимулов для вовлечения частных инвестиций в сферу управления отходами. Предлагается стратегия комплексного управления отходами: нельзя сжигать то, что можно переработать, и нельзя захоранивать то, что можно сжечь.

Остановимся на основных проблемах, требующих решения. Прежде всего это экономически неэффективная организация вывоза твердых бытовых отходов.

Как я уже отметил, в течение года в жилищном секторе округа образуется более 230 тыс. т твердых бытовых отходов. Их вывоз осуществляется силами 12 мусоровывозящих организаций. Большая часть везется на полигоны в Московскую область и только 10% - на мусоросжигательные заводы. При этом лишь на 30% используются мощности расположенной в округе мусороперегрузочной станции МПС «Остаповский». Технология мусороперегрузки дает возможность дирекциям экономить до 40% средств, затрачиваемых на транспортировку ТБО. С МПС «Остаповский» заключены договора на полный объем лишь у дирекций районов Лефортово и Нижегородский. Однако хотелось бы отметить, что работа МПС «Остаповский» еще не до конца отлажена: периодически возникают простои транспорта, станция работает не в круглосуточном режиме. Но все эти вопросы можно решить организационным путем, за счет составления грамотных графиков приемки.

Другая проблема — это недопустимый объем направляемых на захоронение твердых бытовых отходов.

К сожалению, в округе отсутствуют крупные сортировочные линии, позволяющие эффективно отделять сырье для повторной переработки, тем самым уменьшая количество вывозимого на полигоны мусора. Строительство мусоросортировочного цеха в промзоне «Курьяново» будет завершено не раньше конца 2005 г. Отчасти вопросы сбора вторичного сырья решают расположенные в районах локальные сборные пункты (44). Однако не один из них не является комплексным и не имеет технических возможностей сортировки отходов. Сегодня нами прорабатываются вопросы организации необходимых комплексных пунктов сбора вторсырья и подсортировки твердых бытовых отходов.

Проблема низкого уровня извлечения из отходов вторичных ресурсов во многом связана с трудностями сортировки смешанных с пищевой остальных фракций. Эту проблему в отсутствии сортировочных линий мы пытаемся решить на основе проведения эксперимента в районе Нижегородский.

В квартирах организован сбор всех пищевых отходов в отдельную закрывающуюся упаковку, в перспективе — в биоразлагаемый пакет с антисептиком. При этом все остальные отходы и упакованные пищевые отходы сбрасываются, как обычно, в мусоропровод. Таким образом, с жильцов снимается нагрузка, связанная со сбором различных видов отходов в домашних условиях и их выносом в отдельные контейнеры. Но появляется необходимость сбора пищевых отходов в специальный пакет, что является достаточно простой процедурой и, кроме того, исключает неприятные запахи в кухне, что тоже не менее важно.

В этом случае в контейнере, стоящем в мусороприемной камере, оказываются упаковка с пищевыми отходами и другие сухие отходы.

Отходы, подвергшиеся такой сортировке, являются выгодным ресурсом для получения прибыли как для дирекций, так и для любых коммерческих предприятий. Так, например, в районе Нижегородский сортированные ТБО бесплатно вывозятся частным малым предприятием, сокращая расходы дирекции на вывоз данного мусора. В перспективе, отбор обычных вторичных ресурсов может осуществляться локально, при этом процедура отбора отходов из сухой смеси проводится в специальном блоке, устанавливаемом возле дома, или на организованном внутридворовом пункте сортировки отходов.

В районе Текстильщики планируется проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Как показывает опыт, это уже на первом этапе позволит сократить объемы вывозимых на полигоны отходов на 30%. Однако имеется серьезное препятствие широкому участию населения в раздельном сборе компонентов отходов, связанное с существующим менталитетом населения, склонного к расточительству. В связи с этим принципиально важными являются разъяснительная и просветительская работа, широкая пропаганда в средствах массовой информации, а также работа со студентами и школьниками.

Проблема отсутствия системы управления опасными, медицинскими и биологическими отходами действительно является трудно решаемой. Необходимо разработать порядок сбора, хранения, транспортирования медицинских и биологических отходов, предотвращающий смешивание этих отходов с потоками других отходов, создать специализированную систему сбора и мощностей по их переработке. Хотелось бы отметить, что еще в 1997 г . в округе, впервые в городе, на базе ВНИИЭТО была запущена линия по переработке медицинских отходов. Данная линия получила все необходимые сертификаты, лицензии и разрешения, однако в силу ряда причин, связанных с негативным общественным мнением, была закрыта.

Еще одна проблема, требующая решения, - отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные.

Предусмотренные федеральным законодательством штрафные санкции за нарушение экологических требований при обращении с отходами (максимальный размер - 10 тыс. руб.) не стимули руют образователей отходов к выполнению правил по раздельному сбору и использованию вторичных ресурсов. Предлагаемым законопроектом «Об обращении с отходами производства и потребления» предусматривается повышение административной ответственности за нарушение правил сбора, хранения, размещения, транспортирования, переработки и уничтожения отходов, а также за уничтожение (до 100 000 руб.). Контроль и применение штрафных санкций осуществляется АТИ по ЮВАО и Экологической милицией.

Развитие системы зеленых насаждений

Существенная роль в улучшении экологической ситуации округа принадлежит развитию системы зеленых насаждений, увеличению площадей, покрытых газонами, и повышению их качества, улучшению структуры зеленых насаждений и повышению их устойчивости к негативному внешнему воздействию окружающей среды.

Всего на территории Юго-Восточного административного округа общая площадь зеленых насаждений составляет 3590,3 га , или 30,9% от всей площади округа, в том числе: 1-й категории - 1495,3 га , 2-й категории - 923,6 га , 3-й категории - 1171,4 га .

На территории округа произрастает порядка 2,9 млн деревьев, или более 7% от общегородского уровня.

Кроме того, помимо зеленых насаждений общего пользования, в округе озеленены территории жилых кварталов, общественных зданий, больниц, детских и спортивных учреждений, есть насаждения специального назначения - санитарно-защитные зеленые зоны вокруг промышленных предприятий, вдоль автотрасс и железных дорог и т. п.

По результатам анализа динамики состояния отдельных видов древесных насаждений в рамках мониторинга за последние годы отмечается улучшение состояния городских насаждений по отдельным показателям.

Ассортимент городских насаждений в Москве очень ограничен по видовому составу. В основном он представлен 15 видами древесных растений, среди которых преобладают: липа, клен остролистный, тополь бальзамический, ясень пенсильванский. Доля участия других видов (каждого в отдельности) меньше 1%.

Возрастная структура зеленых насаждений отражает этапы их создания. Например, в насаждениях жилой застройки районов Марьино, Жулебино преобладают молодые 11-20-летние деревья. На магистралях, бульварах и скверах наблюдаются в основном 35-50-летние растения. В парковой зоне зафиксировано подавляющее большинство старовозрастных (51-60 лет) деревьев.

В целом по округу возраст зеленых насаждений составляет: 27-38 лет - 25%, 38-49 лет - 27,9% и 49-60 лет - 17,9% деревьев.

Нынешнее состояние городских зеленых насаждений на различных типах и категориях озеленения свидетельствует о высокой степени воздействия негативных антропогенных факторов, присущих урбанизированным территориям, закономерно приводящих к ослаблению растительности, преждевременному старению, поражению болезнями и вредителями и к гибели насаждений.

Уровень заболеваемости деревьев остается высоким. Продолжается процесс ослабления и усыхания деревьев вдоль опушек лесов, примыкающих к МКАД.

В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 05.05.99 «О защите зеленых насаждений» компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где зеленые насаждения были уничтожены (в результате хозяйственной деятельности различных организаций и ведомств), причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

В отличие от предыдущих лет в этом году особое внимание уделяется качеству выполнения работ в строгом соответствии с рекомендациями по посадкам деревьев и кустарников и уходу за ними в весенне-летний период.

Учитывая это, обеспечивается проведение озеленительных работ в строгом соответствии с требованиями агротехники и Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений, утвержденными постановлением Правительства Москвы. При проведении конкурсов на выполнение озеленительных работ и заключении договоров подрядные организации обязуются использовать только крупномерный посадочный материал с закрытой корневой системой, имеющий сертификат качества и акт фитосанитарного освидетельствования, а также привлекать денежные средства инвесторов для финансирования работ по озеленению округа.

По-прежнему актуальным для Москвы остается поражение зеленых насаждений вредителями и болезнями. В настоящее время в Москве выявлено 289 видов активных вредителей (членистоногих фитофагов). Наиболее опасными видами для растений, в случае вспышек массового размножения, являются следующие вредители: непарный шелкопряд, лиственничная чехликовая моль, липовая моль-пестрянка, дубовая побеговая моль, калиновый листоед, горностаевая моль, запятовидная щитовка и различные виды тлей. За всеми этими видами вредителей ведется постоянный мониторинг, проводятся специальные мероприятия по защите растений.

Выявлено широкое распространение гнилевых болезней, что может привести в ближайшие годы к массовому усыханию пораженных деревьев. Растет число деревьев, пораженных ильмовыми заболонниками. Не вырубленные больные и ослабленные деревья служат кормовой базой насекомым - ксилофагам, способствуя повышению их численности и агрессивности.

Результаты энтомофитопатологического мониторинга указывают на все возрастающую роль биоагентов (в числе других факторов ослабления) в ухудшении состояния зеленых насаждений города.

С целью оздоровления зеленых насаждений в районе Выхино - Жулебино с участием Научно-производственного предприятия по охране окружающей среды при Департаменте ЖКХиБ города Москвы ОАО «Прима-М» и Московского университета леса в 2002 г . проведена оценка состояния зеленых насаждений и экологической ситуации на озелененных территориях района. В результате выданы соответствующие рекомендации по технологии посадки и уходу за зелеными насаждениями, по сортовому составу посадочного материала, подготовке почвенного слоя и организации ухода. В 2003-2004 гг. эти рекомендации были полностью учтены при выполнении работ по компенсационному озеленению района и позволили снизить количество ослабленных и зараженных зеленых насаждений.

По результатам действия Закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений» удалось впервые достичь положительного баланса количества деревьев и кустарников в городе. Установилась тенденция к увеличению количества деревьев при незначительном со кращении озелененных площадей и площадей, потенциально пригодных под озеленение.

Первая положительная тенденция может себя исчерпать, если не будет осуществлен целенаправленный подбор участков и выработана стратегия формирования устойчивых структур зеленых насаждений.

Значительное место в декоративном оформлении города отводится элементам цветочного оформления. Стало хорошей традицией ежегодное проведение на базе ЮВАО городского фестиваля цветников.

Мероприятия, конференции, научные проекты

Префектура ЮВАО неоднократно выступала с инициативой и осуществляла организацию и проведение научно-практических конференций по проблемам экологической безопасности.

Одна из первых конференций подобного рода состоялась еще в 1992 г . Она была посвящена экологическому оздоровлению Люблинских полей аэрации. Соответствующие вопросы внесены в план работы Правительства Москвы и по ним приняты постановления о размещении на территории 300 га Марьинского парка.

В ЮВАО организована и проведена специализированная научно-практическая конференция «Экологические проблемы крупных административных единиц мегаполисов». Материалы конференции широко используются в практической деятельности. Результаты научных обсуждений в рамках секции «Проблемы транспорта и экология Москвы» были учтены при разработке транспортно-экологической программы и плана мероприятий по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку.

Научно-исследовательская работа «ЭКОСКАН - система эколого-геохимической оценки техногенного загрязнения окружающей среды и здоровья населения» получила премию Правительства РФ в области науки и техники. В результате работы получены рекомендации по восстановлению нарушенного экологического состояния среды, разработана методология лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для реабилитации населения.

На базе АО «ВНИИЭТО» создан первый Региональный эколо гический центр, опыт эксплуатации которого дает возможность подготовить предложения для развития в Москве комплексной системы решения экологических проблем города.

Стали традиционными массовые экологические мероприятия и праздники, например, «Защитим природу - сохраним мир».

Экологическое образование

На территории ЮВАО создана система экологического образования:

  • открыт Московский независимый эколого-политологический университет, осуществляющий подготовку более 2 тыс. студентов - будущих специалистов-экологов;
  • на базе школы № 1917 создана городская экспериментальная площадка по программе «Экология, цивилизация, культура»;
  • школа № 473 работает по модели «Экология и диалектика»;
  • в школе № 641 организовано изучение курсов «Экология» и «Экология Москвы», проводятся практикумы по теме «Влияние химического производства на окружающую среду»;
  • в школе № 817 отрабатываются курсы «Экология и диалектика», «Окружающий мир», а также интегрированный курс «Биология-экология»;
  • в специализированном экологическом лицее № 330 в Капотне обучают профессиям «Технолог-эколог», «Лаборант-эколог».

В Государственном университете управления осуществляется подготовка студентов по специальности «Управление экологической безопасностью». В Московском энергетическом институте создан центр подготовки и переподготовки специалистов по программам:

  • экологический менеджмент,
  • экологическая экспертиза,
  • аудит и сертификация,
  • экологическая безопасность региона,
  • информационные технологии в экологии.

Руководители и специалисты предприятий и организаций ежегодно проходят обучение на курсах повышения квалификации по различным экологическим направлениям.

Чтобы снизить экологические нагрузки на окружающую среду, необходимо системно, на всех уровнях вести постоянную работу по реализации широкомасштабных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды, восстановление природы, повышение экологической культуры.

Файлы: